Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра управления и экономики фармации
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 70-й Юбилейной итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 16-18 мая 2011 г.), под ред. В. В. Новицкого, Л. М. Огородовой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. − 430 с.
Актуальность: в последнее десятилетие в России происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий "подготовленность", "квалификация", переставшие удовлетворять современный мир, на понятия "компетенция", "компетентность". Тенденция движения к этим понятиям является общеевропейской и даже общемировой [1]. И фармацевтическое образование так же не является исключением. Происходит развитие таких основополагающих факторов, как компетентность и качество фармацевтической деятельности. Для современного специалиста важны не столько знания, сколько способность применять их для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в профессиональной деятельности.
"Компетенция" и "компетентность", все чаще появляющиеся в литературе, многокомпонентные, междисциплинарные понятия, определяемые с помощью различных дефиниций и широко используемые в различных сферах деятельности. Мы рассматриваем компетентность и компетенции как взаимоподчиненные компоненты активности субъекта. Под компетенцией мы полагаем потенциальную активность, готовность и стремление к определенному виду деятельности, единство знаний, опыта и личностных качеств. Компетенция выступает как потенциал компетентности, который может быть реализован в определенной сфере деятельности (рис.1) [3].
Рис.1. Компетентность как интегральная характеристика личности.
В большинстве своем, авторы, изучающие вопросы по данной тематике, склонны классифицировать компетентность специалистов по двум категориям: ключевые (базовые, надпредметные) и профессиональные. Термин «ключевая компетентность» указывает на то, что она является «клю¬чом», основанием для других, более конкретных предметно ориентирован¬ных (профессиональных) компетент¬ностей. К ним относятся такие, как общекультурные, ценностно-смысловые, коммуникативные компетенции, компетенции личностного самосовершенствования. Все они, несомненно, являются неотъемлемой частью компетентности фармацевтического работника. Но имеют ли они местов современном обществе, когда складывается такая тенденция, что в сфере фармацевтического образования происходит перекос в сторону экономики и маркетинга [2]? При этом стоит учитывать тот факт, что современным обществом предъявляются жесткие требования к уровню фармацевтических услуг и профессионально – нравственным качествам фармацевтического работника.
Целью нашей работы является изучение ключевых компетенций фармацевтических работников и их возможная оценка.
Материалы и методы: нами использовались социологические методы исследования. Были разработаны анкеты для опроса посетителей по изучаемой теме, и анкеты для выявления наличия ключевых компетенций фармацевтических работников. Работа была проведена на базе одного из филиалов УМП «Томскфармация».
Результаты: исследование показало, что 81% из числа опрошенных покупателей отмечают в первую очередь наличие высокого уровня профессиональных качеств фармацевтических работников данной аптеки. Так же, анализ мнения посетителей показал, что для осуществления надлежащей фармацевтической деятельности важным для специалистов является наличие ценностно – ориентированных качеств и, как следствие, следование этическим нормам. Так, доброжелательность, как неотъемлемую часть компетентности провизора, отметили 73% опрошенных; 54% считают, что провизор должен обладать терпеливостью, честностью, отзывчивостью, ответственностью.
Выводы: таким образом, посетители аптеки оценивают не только умение быть профессионально компетентным, но так же отмечают, что ключевые компетенции в сочетании с профессиональной этикой востребованы и занимают достойное место в структуре компетентности специалиста фармации.
Список литературы:
1. Александрова, З. А. Социально-философские аспекты компетентностного подхода / З. А. Александрова // Философия образования. – 2009. - № 3. – С. 174-181.
2. Зорина, О. Современный провизор : хамелеон или узкий специалист / О. Зорина // Провизор [ Электронный ресурс ] - Электрон.журн. – 2008. – Вып. 11. – Режим доступа к журн. :http://www.provisor.com.ua/archive/2008/N11/stanp_118.php
3. Ильязова, М. Д. Компетентность, компетенция, квалификация – основные направления современных исследований / М. Д. Ильязова // Научные исследования в образовании. – 2008. - № 1. – С. 28-31.
|