Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Ренессанс воспринимался людьми, переживавшими эту эпоху, прежде всего как время расширения (им казалось безграничного) всех возможностей. Атмосфера быстрого прогресса науки, техники, культуры порождала психологию оптимистической веры во всевластие человеческого гения, преклонение перед гениальностью человека, мощью его натуры и безграничностью его возможностей. Усилия ученых были направлены на изменение естественного порядка природы. Чувство времени вошло в сознание человека и в идеологию эпохи. Эпоха Ренессанса заложила основы всей последующей европейской цивилизация. На ее основе создалась культура гуманизма, утвердилась идея ценности человеческой личности, возникло замечательное искусство. Одновременно получила импульс идея национальности, средневековое вселенство сменилось идеями национальных языков и национальных культур, стали складываться национальные государства с централизованным аппаратом управления. Мощный рывок в цивилизационном развитии породил не только великих гениев. Дала трещину традиционная система этических координат: невозможное, неосуществимое и запретное сделалось возможным, осуществимым и разрешенным.
Это была новая эпоха в человеческих отношениях, строе мыслей и быта. Область традиции и авторитета, церковной и родительской власти вынуждена была отступать. Новая жизнь требовала инициативных, раскованных и решительных людей. «Новый человек» Ренессанса чувствовал себя победителем. Лозунгом его стало «не пропустить случай». Но именно эта эпоха с ее стремительным ритмом изменений укрепляла чувство неуверенности. В атмосфере Ренессанса надежда и страх, бесшабашная удаль одних и чувство потери почвы под ногами у других тесно переплетались[1].
Эти особенности эпохи наложили печать на черты личности Леонардо да Винчи, характер его научных, в том числе медицинских, опытов.
Творчество Леонардо характеризуется стремлением охватить все многообразие форм жизни. Он объединял в одном лице мыслителя, ученого, гениального живописца. Собранные Леонардо да Винчи наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения принципов воздушной перспективы.
Идеи Леонардо свидетельствуют о смелости, новизне его дерзаний. Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями почти все области науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовительные наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний.
Леонардо да Винчи был наиболее ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Убежденный, что «всё наше познание начинается с ощущений», он требовал вместе с тем логической обработки показаний чувственного опыта, их обобщения.
Вера в разум сочеталась со стремлением облекать знание тайной: зеркальное письмо Леонардо, его любовь к записям в форме ребусов вписываются в эту же тенденцию.
Широта интересов побуждала искать универсальные основания мироздания. Знаменитый рисунок Леонардо да Винчи, изображающий обнаженного мужчину в круге, получил название «витрувианского человека» (в честь Маркуса Витрувия, гениального римского архитектора, который вознес хвалу «божественной пропорции» в своих «Десяти книгах об архитектуре»). Никто лучше да Винчи не понимал божественной структуры человеческого тела, его строения. Да Винчи даже эксгумировал трупы, изучая анатомию и измеряя пропорции костей скелетов. Он первым показал, что тело человека состоит из «строительных блоков», соотношение пропорций которых всегда равно постоянной величине.
Страсть к познанию и вера в разум открывали новые горизонты, вели к мощному наращиванию знания. Анатомией человека и животных Леонардо да Винчи занимался на протяжении всей жизни и как художник, и как ученый. Его многочисленные анатомические рисунки по своей реалистичности и точности неизмеримо превосходят не только современные ему, но многие позднейшие. При том это не единичные зарисовки, а обобщающие изображения, позволяющие судить об общих закономерностях строения организма. В рисунках Леонардо да Винчи впервые дано изображение лобного, клиновидного и верхнечелюстного синусов, сесамовидных косточек стопы. Леонардо да Винчи первый правильно определил число позвонков в крестце у человека. Обобщая результаты вскрытий в детализированных, тяготеющих к иллюзии стереометричности рисунках ученый заложил основы современной научной иллюстрации, впервые описал ряд костей и нервов, высказал новаторские идеи об антагонизме мышц. Особое внимание он уделял проблемам эмбриологии. Намереваясь написать свой обобщающий труд по анатомии, ученый предполагал начать его с описания развития зародыша. Ряд фрагментов посвящен вопросам сравнительной анатомии. Изучая устройство человеческого глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения.
В сравнении с рисунками анатомические тексты занимают скромное место. Однако в них раскрывается весьма существенная особенность Леонардо да Винчи – биолога, который всегда освещал не только строение, но и функцию органа и стремился по возможности дать механическое объяснение жизненных процессов. В этом отноше¬нии он являлся предшественником, так называемого, ятромеханического направления в физиологии. Идя от простой инвентаризации органов (в средневековой медицине) к изучению их функций, он рассматривал организм как образец «при¬родной механики».
Как и в других областях естествознания Лео¬нардо да Винчи стремился ввести экспериментальный метод в биологию. Таковы, например, опыты с лягушками, у которых он удалял голову, сердце и прокалывал спинной мозг, опыты с лёгкими животных, наблюдения над биением сердца свиньи, проколотого длинной спицей – эксперименты смелые и проведенные бестрепетной рукой человека, призванного превзойти природу.
Он впервые стал рассматривать бо¬танику как самостоятельную биологическую дисциплину. Выделяя и здесь прежде всего струк¬турно-функциональные моменты, он дал описание листорасположения, гелиотропизма и геотро¬пизма, корневого давления и движения соков растений. Говоря о природной необходимости, «за¬коне минимального действия» и «разумном основании» природы, Леонардо да Винчи последова¬тельно исключил из своих натурфилософских теорий идею о Боге (допуская её лишь в качестве понятия о «перводвигателе»), оспаривая, в частности при рассуждении об окаменелостях, находи¬мых на вершинах гор, легенду о «всемирном потопе».
Все научные записи Леонардо да Винчи, сделаны на итальянском языке. Он сознательно отказался от латинского языка. «Я имею столько слов в моем родном языке, – писал он, – что ско¬рее должен жаловаться на отсутствие слов, с помощью которых я мог бы хорошо выразить содер¬жание своей мысли»[2].
Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник Леонардо да Винчи остался в традиции личностью-символом эпохи, личностью титанической, загадочной и трагически одинокой.
Список литературы:
1. Лотман, Ю. Технический прогресс как культурологическая проблема / Ю. Лотман // Ученые записки Тартуского университета: Труды по знаковым системам. – Тарту, 1988. –Вып. 22. – С.97–116.
2. Уоллэйс, Р. Мир Леонардо. 1452-1519 / Р. Уоллэйс. – М. : Терра – Terra, 1997. – 192 с.
|