Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Что такое человек: тело или душа? Что первично, а что вторично? Дух властвует над телом или психические процессы можно рассматривать, не более, как вторичные патологические проявления телесных процессов?
Об этой проблеме, исследуемой ныне психосоматической медициной, Фридрих Шиллер писал: «Человек есть не душа и не тело, человек есть самое тесное сочетание этих обеих субстанций».
Латинская школа в Людвигсбурге, куда Шиллер был зачислен семилетним мальчиком, стала для него первым этапом на пути к образованию. В возрасте 14 лет Шиллер был отдан в военное учебное заведение, основанное Карлом Евгением Вюртенбергским. Шиллер занимался в стенах Академии юриспруденцией, а в 1776 году в Академии был открыт медицинский факультет, и Шиллер переходит на него.
В 1779 г. Шиллер успешно сдает выпускные экзамены, пишет выпускное сочинение по медицине – диссертацию «Философия физиологии», которая, однако, была признана неудовлетворительной. И не только потому, что она больше напоминала поэтическое произведение, чем научное исследование, но и потому, что Шиллер пытался представить физическую и духовную природу человека в их взаимосвязи, взаимообусловленности, а это плохо сочеталось с устоявшимися представлениями.
В окончательной редакции диссертация Шиллера получила название «Опыт исследования вопроса о связи между животной и духовной природой человека». Она состоит из двух разделов и посвящена исследованию, соответственно, «физической связи» и «философской связи». Задача работы формулируется во введении: «Выставить в более ясном свете замечательное содействие тела всем актам души, великое и реальное влияние системы животного чувствования на духовный мир». Развивая эти мысли, Шиллер приходит к выводу, что физиологическая, животная природа человека есть основание, на котором покоятся органы души[2].
В тексте, помимо ссылок на научные авторитеты, неоднократно встречаются ссылки на Шекспира, собственные наблюдения чередуются с примерами из античных классиков, истории. Современный критик усмотрел бы в этом нарушение традиций научного мышления. Но таков был дух времени: в Европе царствовал романтизм.
Как романтизм вошёл в пространство европейской культуры? Идея ХVIII века о том, что разум может сделать мир лучше, стала казаться иллюзорной. Таким образом, в период между 1790 – 1840 гг. в культурном сознании произошло движение от разума в сторону чувства и веры.
Ни в одной стране романтизм не раскрылся полностью. Если Германия стала знаменита романтической философией (Шеллинг, Шлегель), музыкой (Шуман, Мендельсон), обработкой национального фольклора (братья Гримм), то Франция — школой историков, литераторов (Токвиль, Гюго), Россия — поэзией и живописным портретом ( Жуковский, Лермонтов, Брюллов, Кипренский), США — художественными открытиями в литературе и изобразительном искусстве( Ирвинг, Купер, Полдинг, Кол, Иннесс, Райдер).
Романтизм принес совершенно новый опыт. Что такое романтизм? Ответы давались различные: художественное течение, внутренний опыт, стиль в искусстве, антирационалистическое сознание. Современная точка зрения видит в романтизме целостный феномен культуры. Он охватывает все сферы культуры: искусство, философию, идеологию (декабристов Ю. Лотман называл романтиками).
А возможен ли романтизм в науке, тем более в медицине? Романтизм как «призыв к свободной грезе» невозможен в таких точных науках, как математика и физика. Однако исследователи с полным правом говорят о романтической политэкономии, о романтической историографии, о романтическом языкознании, литературоведении и т.д., о проявлениях романтизма в нравственной и политической идеологии [3].
Исследователь Н. Степанова, говоря о влиянии романтизма на естественные науки, называет имена немецких ученых: анатома Кароса и врача Окена, русского ученого Д. М. Велланского, автора таких работ, как «Проллюзия к медицине как основательной науке» (1805), «Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее основные начертания всеобщей физиологии» (1812) [3].
Романтизм хотел видеть естественного и цельного человека. Опыт Шиллера помогает понять, что такое романтизм в научной медицине. Кстати, идеи, высказанные Шиллером, «носились» в воздухе. Трактат Шиллера «О взаимосвязи животной природы человека с его духовной природой» (1780 г.), высоко оценил Гуфеланд, выдающийся немецкий терапевт, первый врач Европы того времени, лечивший Гете, философа Гердера, самого Шиллера, Кутузова.
Идеи романтиков о человеке как о биопсихической целостности получили развитие в современной психосоматической медицине.
В современной клинической медицине теоретически признаётся влияние психосоциальных факторов. Но в основе своей подход остаётся биологическим. Для врача как представителя естественнонаучной школы человек – биологический организм, а болезнь – нарушение биологической функции. Психоэмоциональные факторы учитываются, врач сочувствует больному, но, в сущности, больной остается биологическим объектом.
Психосоматика настаивала на другом: психическое – важнейший патогенный или оздоравливающий фактор. Эмоциональные факторы участвуют в этиологии органических заболеваний, хотя и не являются их единственной причиной. Многие хронические заболевания имеют не только специфическую органическую патологию, но специфическую психопатологию [1].
Среди основателей психосоматической медицины могут быть названы Георг Гроддек и Эрнст Симмель в Германии, Феликс Дойч в Вене и др.
Человек, таким образом, является одновременно и сложным физиологическим организмом, и осознающим себя индивидом. Его следует изучать комплексно: и с психической, и с физиологической стороны. Совмещение результатов этих двух видов наблюдения и составляет суть психосоматического подхода. И Шиллер стоял у истоков этого подхода в медицине.
И ещё один важный вывод: медицинское мышление небезразлично к существующему культурному контексту, оно реагирует на важнейшие изменения культурной ситуации.
Список литературы:
1. Александер, Ф., Селесник, Ш. Психосоматический подход в медицине / Ф. Александер, Ш. Селесник // Психосоматика. Взаимосвязь психики и здоровья. – М. : Аст. Минск. : Харвест, 2001. – С.129–151.
2. Ионов, Ю. В. Работы Фридриха Шиллера как врача, его медицинские диссертации и болезнь / Ю. В. Ионов // Клиническая медицина. – 1981. – Т. 59, № 6. – С. 112 – 115.
3. Степанова, Н. Н. Романтизм как культурно-исторический тип: опыт междисциплинарного исследования / Н. Н. Степанова // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. – СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – C. 232–242.
|