Астраханский Государственный Университет Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (2008 год, выпуск 2), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Измерение глубин моря и картирование рельефа дна являются чрезвычайно важными практическими задачами, которые успешно решаются в настоящее время с помощью различных приборов и устройств.[2] При работе картографа по созданию изображения под¬водного рельефа на морских картах важно понимать цели и характер практического использования карт и результаты которые должны удовлетворять требованиям потребителей карт. С помощью картографиче¬ского изображения рельефа дна морей и океанов, можно решать различные задачи, но основным практиче¬ским назначением следует считать: 1. обеспечение безопасности кораблевождения; 2. определение местоположения судна. На протяжении почти всей истории гидрографии усилия морских государств направлялись на преимущественное обеспечение навигационно-гидрографической безопасности общего мореплавания, наиболее подробные промерные работы производились в районе шельфа и, прежде всего, в его прибрежной зоне. По мере удаления от берега и увеличения глубин опасность для навигации от подобных поднятий дна уменьшается. Наиболее полная батиметрическая характеристика по навигационным картам необходима в отношении прибрежных и мелководных рай¬онов, изобилующих мелями, банками, скалами и другими повышениями дна с глубинами до 50 м. Районы с такими глубинами, как ¬правило, встречаются в пределах шельфов. В открытых частях глубоководных морей и океанов повышения дна с глубинами до 50 м наблю¬даются исключительно редко. Таким образом, для удовлетворения требований обеспечения безопасности плавания на морских навигационных картах с исчерпывающей для своего масштаба полнотой и с надлежащей точностью должны быть показаны навигационные опасности с глубинами над ними менее 50 м. Вместе с тем для выбора оптимальных путей плавания судоводителю наряду с полным и подробным обозначением навигационных поднятий дна необходимо иметь общую картину подводной топографии. В зависимости от характера подводного рельефа, степени подроб¬ности и достоверности его изображения на морских навигационных картах опознание места при плавании можно осуществлять путем непре¬рывного сличения глубин карты с глубинами, измеренными эхолотом, путем пересечения характерно выраженной и поперечно расположенной относительно курса структурной линии рельефа дна: границ шельфа, линии гребня хребта, линии резкого перегиба склона и т. д., путем срав¬нения так называемого наблюденного профиля какой-либо крупной и характерной формы рельефа дна с программными профилями той же формы. Наблюденный профиль строится по эхограмме, а программные профили снимаются с карты или строятся на карте в районе данной формы рельефа по отмет¬кам глубин и изобатам.[3] Также необходимо учитывать приоритетность в отборе глубин для планшета: 1. минимальные и максимальные глубины; 2. глубины в точках изменения уклонов дна; 3. глубины через равные интервалы времени.[1] Наглядным картографическим изображением рельефа следует счи¬тать такое плоское изображение форм земной поверхности на карте, которое способно создавать у человека иллюзию объемности (выпук¬лости и вогнутости) показанных форм. Морские навигационные карты, будучи синтезом всех материалов гидрографических исследований и исчерпывающе пере¬дающие в своем масштабе все малые глубины (50 м и менее), доста¬точно надежно обеспечивают безопасность обычной навигации. Отсутствие материалов подробного промера на многие открытые районы морей и океанов не дает основания сколько-нибудь сомневаться в надежности такого обеспечения, потому что за пределами шельфа навигационные опасности для кораблей и судов встречаются исключительно редко. В этом убеждает и мно¬голетняя международная практика мореплавания. На основании статистики морских аварий можно заключить, что посадка судов на мели, банки и скалы или случаи касания судами грунта из-за недостаточности гидро¬графического обследования в наше время по существу сведены на нет, т.к. современные навигационные карты достаточно достоверны. Однако полной гарантии в отсутствии навигационных опасностей морские навигационные карты дать не в состоянии не только на откры¬тые районы океана, но и на районы шельфа, поскольку междугалсовые расстояния, принимаемые при промере, не так малы, чтобы обеспечить столь детальное обследование рельефа дна. Изображения рельефа дна морей и океанов также необходимо для удовлетворения и многих других запросов потребителей морских карт. С учетом картографического изображения подводного рельефа спе¬циалисты рыбного хозяйства изучают и планируют районы промыслов в морях и океанах, а непосредственные участники промыслового лова руководствуются этим изображением для наиболее рационального использования орудий лова. С точки зрения промысловой практики пер¬востепенное значение имеют данные о глубинах, формах рельефа дна и характере грунта. Необходимость использования картографического изображения подводного рельефа еще более расширяется в связи с разведкой полезных ископае¬мых, и прочими исследованиями Мирового океана. Геоморфологически достоверное изображение подводного рельефа позволяет составить верные представления о его принадлежности к тому или иному геоморфологическому типу и о свойственных этому типу формах поверхности дна. На морских навигационных картах крупного масштаба — планах и частных картах географической правдоподобности изображения под¬водного рельефа добиться не так трудно, поскольку крупномасштабные карты охватывают небольшие и, как правило, хорошо изученные в гид¬рографическом отношении районы. Обогащение изображения подводного рельефа, т. е. увеличение его полноты и подробности, возможно только путем сгущения изобат, при этом в оптимальном варианте—до плотности изображения лучших современных батиметрических карт. Результат обобщения материалов не только гидрографических, но и всех геолого-геоморфологических и геофизических, способствует совре¬менному и полному представлению о топографии дна морей и океанов. Соответственно рельеф дна морей и океанов должен быть показан на навигационных картах: 1. подробным, с исчерпывающим изображением в данном масштабевсех навигационных опасностей и поднятий, с обозначением всех форм и структурных линий, в том числе и не выражающихся глубинами и изо¬батами (границ шельфа, линий гребней, перегибов склонов и т. п.); 2. геометрически точным; 3. геоморфологически достоверным, объективным и современным; 4. максимально наглядным и выразительным, легко доступным дляснятия любой батиметрической или морфометрической характеристики. Улучшение качества изображения подводного рельефа на морских навигационных картах невозможно без обновления и корректуры его по современным материалам промера.[3]
Литература 1. Записки по гидрографии №250. – Министерство обороны РФ Главное управление навигации и океанографии. – С-Пб: 2000. С. 36-43. 2. К.Н. Дерюгин, И.А. Степанюк. Морская гидрометрия. Гидрометеоиздат. – Ленинград: 1974. 393 с. 3. Основы изображения подводного рельефа на морских картах. – Министерство обороны СССР Главное управление навигации и океанографии, 1973. 163 с.
|