Воронежский государственный педагогический университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (13 мб)
Еще в начале двадцатого столетия развитие научно- технического прогресса привело к появлению таких сложных проблем, как рациональное использование природных ресурсов, освоение новых источников энергии, сохранение окружающей среды.
Одной из важнейших проблем использования природных ресурсов является процесс изъятия из природных ландшафтов отдельных их компонентов. Человек все активнее воздействует на землю и почвенный покров, влияет на растительность и животных. Уничтожая естественную растительность, вспахивая землю и засеивая ее культурными растениями, выращивая определенные виды скота с потребляющими те или иные виды кормов, люди тем самым целенаправленно влияют на земельные ресурсы. При этом обычно происходит своеобразная цепная реакция, что влечет за собой изменения во всей структуре целостных ландшафтов- меняется их морфология, динамика, функционирование.
Со времени появления человека прошли миллионы лет, но только в голоцене его воздействия на ландшафты и земельные ресурсы стали достаточно заметными. Проблема охраны земельных ресурсов от загрязнителей связана с ростом промышленности и сельского хозяйства, которые являются источниками загрязнения твердыми, жидкими и газообразными соединениями.
Политика в области охраны окружающей среды в мире за последние десятилетия претерпела существенные изменения. В целом можно выделить следующие основные противоречия, определяющие современную экологическую обстановку:
1. противоречия между целями и темпами социально- экономического развития и относительной растущей ограниченностью природных ресурсов и ухудшением условий среды;
2. противоречие между разнообразием природных ресурсов, условий и существующим разнообразием технических средств и решений;
3. противоречие между уровнем использования природных ресурсов и наших знаний о природных процессах и уровнем их реализации в технологии;
4. противоречие между уровнем образования, неадекватно отражающим сложные проблемы отношения человека с окружающей средой и возможностями внедрения прогрессивных технологий.
Процесс природопользования в России за последние 30 лет характеризовался резким усилением противоречий между развивающимися производительными силами, их воздействием на состояние окружающей среды и способностью природы противостоять отрицательному воздействию производства. В 70-х начале 80-х годов начали усиливаться тенденции, связанные с несоответствием достигаемых обьемов производства общественным потребностям, а также с обострением экологической ситуации в стране. Неблагоприятное состояние окружающей среды все очевиднее превращалось в один из сдерживающих экономических факторов. Отношение к природе в указанный период было потребительским, экологические факторы недостаточно учитывались при развитии и размещении производительных сил, в планировании, ценообразовании, при оценке эффективности хозяйственных мероприятий и решении других народнохозяйственных задач. Мировой хозяйственный опыт показывает, что в современных условиях от мероприятий по снижению отрицательного воздействия и его компенсации главный упор делается на предупредительный, превентивный характер мер по оздоровлению окружающей среды. В Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» впервые заложены правовые основы финансово- кредитного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Они охватывают такие меры, как:
1. установление налоговых и иных льгот предприятиям при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;
2. освобождение от налогообложения экологических фондов;
3. заемное финансирование предприятий и граждан из экологических фондов для осуществления мероприятий по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
4. введение ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения;
5. применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию и другие.
Однако механизм реализации этих положений по многим направлениям находится лишь в стадии разработки и формирования.
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Воронежской области и его органами на местах проведено 1446 проверок земельного законодательства на площади 1782,5 тыс. га. По результатам контроля выявлено 692 случая нарушения земельного законодательства на площади 170,4 тыс.га, из них: 114 случаев нарушений юридическими лицами на площади 72,0 тыс.га; 336 случаев на площади 17,5 тыс. га – физическими и 242 – на площади 80,9 тыс. га – должностными лицами. Нарушителям было вынесено 588 предписаний по устранению нарушений земельного законодательства, составлено и вручено 273 протокола, 151 юридическое и должностное лицо, а также 160 граждан, виновных в нарушениях земельного законодательства привлечены к административной ответственности с наложением на них штрафных санкций на общую сумму 582,5 тыс. рублей. Из выявленных за 2005г., например, 692 нарушений земельного законодательства устранено 481 на площади 121,6тыс.га с вовлечением их в сельхозоборот прежних землепользователей, а также посредством передачи другим экономически устойчивым сельхозпредприятиям, крестьянским хозяйствам и инвесторам. Основные мероприятия по улучшению геоэкологических условий функционирования земельных ресурсов Воронежской области можно объединить в шесть групп:
1. Территориально- планировочные мероприятия. Включают работы по совершенствованию структуры и территориальной организации хозяйства и населения. Повышение уровня комплексности хозяйства района, формирование ТПК, создание систем расселения, функциональное зонирование территории по целям использования с учетом ландшафтных особенностей и розы ветров существенно повысит степень комплексного использования сырья и топлива, создаст благоприятные условия для труда и отдыха населения.
2. Инженерно- технологические мероприятия. Они охватывают разработку и внедрение малоотходной и безотходной технологии, создание экологической инфраструктуры и тд.
3. Санитарно- технические мероприятия. Включают контроль за уровнем загрязнения окружающей среды, профилактика населения от заболеваний, информацию о реакции человека на условия его жизнедеятельности, медико- географическую диагностику и др.
4. Эта группа объединяет организационно- правовые мероприятия, направленные на сохранение редких растений и животных, уникальных памятников природы, организацию национальных парков,заповедников, расширение функций мониторинга, регулирование охоты и рыболовства.
5. Природно- экологические мероприятия. Включают воспроизводство компонентов природой среды, мелиорацию и рекультивацию земель, озеленение городов,восстановление нарушенных ландшафтов.
6. Воспитательно- образовательные мероприятия. Они охватывают все уровни геоэкологического образования и воспитания населения.
Все эти мероприятия должны осуществляться в тесном сочетании и находить отражение в деятельности природоохранных органов. В своей совокупности они направлены на оздоровление геоэкологических условий развития целостных регионов и должны регламентироваться законами, подзаконными актами и инвестициями.
При анализе использования земельных ресурсов Воронежской области актуальным направлением является оценка степени и способа их освоения. В настоящее время в ряде действующих законодательных актов России предусмотрены меры, призванные обеспечить экономическую заинтересованность предприятий в улучшении состояния окружающей среды. К числу таких мер, в частности, относятся налоговые льготы, предоставляемые предприятиям, осуществляющим природоохранные мероприятия.
Очевидно, что экологическая ситуация в перспективе может быть стабилизирована и улучшена путем изменения ориентации социально- экономического развития России, пересмотра и корректировки структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека.
|