Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Выдающийся человек после своей смерти стал всеобщим достоянием, тогда как при жизни окружающие лишь презрительно отмахивались от него. Горожанин Страсбурга, известный под именем Парацельса, стал сегодня предметом гордости и восхищения многих авторов.
Парацельс появился на свет в 1483 или 1484 г. в семье мелкопоместного швабского дворянина, имевшего медицинское образование, и простой швейцарской женщины в Эгге. Не позднее 1502 г. его отец Вильгельм фон Гогенгейм вместе со своим единственным сыном переселился в Каринтию, в город Виллах. Мальчик получил хорошее образование, около 1515 г. после нескольких лет странствий Гогенгейм защитил докторскую диссертацию под сводами университете в Феррари. Затем в должности военного хирурга он успешно применял своё врачебное искусство на полях сражений в Верхней Италии и Нидерландах, лечил раненых при осаде Стокгольма. До 1524 г. Гогенгейм предпринял длительное путешествие. Он проехал Литву, Польшу, побывал в Валахии и Словении, посетил Францию, Испанию, Португалию.
В 1524 г. Парацельс приехал в Зальцбург, где планировал остаться надолго. Однако, уже через два года он приехал в Баден-Баден, а немного позднее – в Страсбург, где в декабре 1526 г. купил право бюргера и стал своим человеком в реформистски настроенном страсбургском обществе. В 1527 г. Гогенгейм по приглашению Дезидерия Эразма Роттердамского переезжает в Базель, где служил профессором в основанном в 1460 г. университете. В городских документах его называли «городским врачом». Эта должность была единственным «прочным рабочим местом», которое он занимал в течение десяти месяцев.
Во время пребывания в Базеле Парацельс читал лекции по медицине на немецком языке, что очень ценилось на всём пространстве Верхней Германии. Парацельс противопоставил широко признанной тогда схоластической медицине, которая опиралась на гуморальную систему Галена, свою систему. Она была основана на опыте и одновременно являлась интеллектуально целостной медициной, частично опиралась на древнюю народную медицину, а также придавала большое значение целительной силе природы, внутренней силе души и вере.
В Базеле помимо преподавательской деятельности он взялся за исправление плачевной ситуации в местных аптеках. Его работа сводилась к контролю деятельности аптекарей, проверке правильности выписывания рецептов, урегулированию финансовых отношений аптекарей и врачей. Следуя традиции, заложенной Гиппократом, Гогенгейм видел во врачебной деятельности в большей мере искусство, чем науку, при том самое высокое и благородное. По его мнению, лейб-медики и врачи придерживались устаревшей догматики, всё больше прилепляясь к деньгам, чем служа искусству.
До посещения Базеля и в постбазельский период фон Гогенгейм вёл преимущественно странствующий образ жизни. Это был типичный бродяга XVI века, который в желании овладеть целительными силами природы был вынужден идти против устоявшихся догматических принципов существовавшего в то время общества.
Второй не менее яркий период в жизни и творчестве фон Гогенгейма приходился на время его пребывания в Санкт-Галлене. Именно в этот период Теофраст фон Гогенгейм принял своё новое имя – Парацельс (Paracelsus, от латинского Para-Celsus – «подобный цельс»). Это было время, когда слава Парацельса как мага и предсказателя достигла своего апогея. В 30-е годы XVI столетия вышло в свет сочинение светского богослова Парацельса, которое до сегодняшнего дня является предметом исследований. В сочинениях Парацельса, из которых на сегодняшний день издано около 10000 страниц, учёным открывается своеобразная смесь из медицины, космологии, психопатологии, политической критики.
Смерть настигла великого учёного в 1540 году.
Весьма впечатляющими являются работы Парацельса об улучшении пищеварения с помощью минеральной воды, учение о коагуляции и образовании камней. Его лекции о язвенных болезнях, учение о сифилисе и эпилепсии вызывают глубокое уважение.
Парацельс явился одним из основоположников опытного метода в науке. Он учил студентов не только на лекциях, но и у постели больного или во время прогулок за минералами и лекарственными растениями. Он был одновременно и теоретиком, и практиком.
С Парацельса начинается кардинальная перестройка химии (т. е. алхимии того времени) в её положении к медицине: от поисков путей получения золота к приготовлению лекарств. Широкое использование минералов при лечении болезней было новаторским для медицины эпохи Возрождения, так как в древности и в период Средневековья для лечения больных применялись в основном средства, приготовленные из растений и частей животных. Парацельса, широко использовавшего минералы, часто обвиняли в отравлении больных ядами. «А знаете ли Вы, что есть яд? – возражал он, – Всё есть яд, и всё есть лекарство. Одна лишь доза делает вещество или ядом или лекарством».
Своими сочинениями о болезнях рудокопов и литейщиков, связанных с отравлениями серой, ртутью, сурьмой, Парацельс заложил основы будущей науки о профессиональных болезнях.
Теофраст фон Гогенгейм, всегда решительный и бескомпромиссный в вопросах религии и медицины, был в то же время весьма скептически настроенным учёным. Поэтому творчество Парацельса и его жизненный путь представляют собой целую вереницу загадок, не разгаданных до настоящего времени.
Список литературы:
1. Майер Пирмин Парацельс – врач и провидец. Размышления о Теофрасте фон Гогенгейме / пер. с нем Е.Б. Мурзина. – М. : Алетейа, 2003. – 560 с.
2. Сорокина, Т.С. История медицина / Т. С. Сорокина – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2004. – 560 с.
|