Сибирский государственный медицинский университет, г. Томска
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
В России осуществляется несколько федеральных программ, направленных на борьбу с тяжелыми, распространенными заболеваниями: сахарным диабетом, артериальной гипертонией, туберкулезом и другими. Важными мерами, улучшающими общественное здоровье, являются комплексные образовательные программы, предусматривающие повышение медицинской грамотности пациентов и непрерывное последипломное образование врачей. В то же время неудовлетворенность врачей образовательными пособиями, колеблется, по материалам различных исследователей, от 67 до 88 %, и 54–76 % опрошенных людей желают повысить свою осведомленность по вопросам профилактики, ранним симптомам, факторам риска некоторых широко распространенных заболеваний [3, 1]. Были поставлены следующие задачи:
1. Изучить заинтересованность и удовлетворенность врачей разного профиля в методических информационных пособиях для повседневного последипломного образования.
2. Изучить потребность разных возрастных и социальных групп населения в образовательных пособиях и программах, повышающих их общемедицинскую грамотность и нацеливающих на здоровый образ жизни.
3. Выявить факторы, вызывающие негативную оценку образовательно-методической литературы со стороны врачей и пациентов.
4. Установить оптимальные желательные свойства образовательных пособий для врачей и пациентов.
5. Разработать комплексную образовательную программу «Пациент – врач» на основе инновационных информационных технологий.
Методом «анкета – интервью» нами установлено, что из 520 опрошенных врачей разного профиля (участковые поликлинические терапевты и педиатры, врачи скорой помощи, врачи приемного покоя, ординаторы общетерапевтических и специализированных терапевтических отделений, врачи клиник медицинского университета и НИИ) все без исключения высказали заинтересованность в современных информационно-образовательных пособиях. В то же время 98,1 % опрошенных отметило, что большинство существующих пособий не удовлетворяет их по следующим причинам: пособия носят откровенно рекламный характер, и поэтому информация в них не вызывает доверия – 83 %; освещают узкий круг заболеваний, наиболее прибыльных для фармацевтических компаний, и не уделяют должного внимания другим патологиям, нередко встречающимся в работе практикующих врачей – 67,9 %; в большинстве своем не содержат определенного диагностического, дифференциально–диагностического и лечебного алгоритма – 71,1 %. А также затруднен быстрый поиск нужной информации вследствие отсутствия четкой рубрикации, маркировки справочного материала, выделение наиболее существенных аспектов – 76,8 %; использование ряда пособий (мультимедийные образовательные программы) ограничено ввиду недостаточной компьютеризации практической медицины - 52,1 %; пособия имеют высокую цену – 51,9 %; во многих пособиях для врачей чрезмерное внимание уделяется химизму медикаментов – 37,0 %; не приводятся достоверные данные о побочных эффектах лекарственных препаратов – 32,9 %; пособия имеют скорее теоретическую, чем практическую направленность – 30,4 %;
Из 465 респондентов, включенных в исследование, наибольшую заинтересованность в популярных медицинских изданиях обнаружили женщины 47–55 лет со средним специальным образованием, мужчины 38-48 лет с высшим и мужчины 59–65 лет со средним специальным и высшим образованием. Наиболее интересующими заболеваниями названы ожирение (54,8 %), гипертония (53,6 %), сахарный диабет (47,1 %), бронхиальная астма (44,5 %), инфаркт миокарда (39,8 %), инсульт (39,8 %), простатит и импотенция (37,4 %), депрессия (32,5 %), кожные болезни (25,4 %), злокачественные новообразования (25,4 %), венерические заболевания и СПИД (19,8 % опрошенных, все до 40 лет). Оптимальные желательные свойства образовательных пособий для пациентов большинство из них характеризовали следующими определениями: лаконичные, понятные, содержащие правдивую информацию, дающие конкретные советы и рекомендации, удобные для пользования, яркие, недорогие.
Разработанные и запатентованные нами прикладные инновационные информационные технологии, ноу-хау которых заключается в способах размещения информации и способах информационного поиска [2, 5], позволяют создать образовательные пособия, обладающие: большой информационной емкостью; четкой и наглядной рубрикацией информационных блоков; вариабельностью поисковых ступеней в зависимости от конкретных клинических задач; высокой адаптивностью к образовательному уровню респондентов и независимостью от их компьютерной обеспеченности; удобством и простотой информационного поиска; лаконичным иллюстративным материалом; компактностью и внешней привлекательностью.
На основе этих технологий мы подготовили образовательную программу «ПАЦИЕНТ – ВРАЧ» по внутренним болезням. Программа включает два тематических устройства-пособия, из которых одно адресовано врачам, другое – пациентам. Устройства выполнены в виде концентрических вращающихся дисков, имеют 3 информационных блока и 12 поисковых ступеней, снабжены секторальными окнами, цветовой маркировкой.
С помощью заложенной в них информации, можно провести дифференциальную экспресс-диагностику, выбрать из большого арсенала лекарственных средств предпочтительные препараты, их дозировки, формы и пути введения, контролировать безопасность проводимой фармакотерапии, ориентируясь на противопоказания и побочные эффекты.
Тематическое устройство-пособие для пациентов, так называемое «Школа диабетика» и т.п. содержит размещенную в виде блоков адаптированную информацию о факторах риска, путях их преодоления, способах профилактики и контроля за течением заболевания, угрожающих состояниях, неотложных доврачебных мероприятиях в случае необходимости, рекомендации по здоровому образу жизни.
Список литературы:
1. Животягин, Н. А. Устройство для экспресс-диагностики и экспресс-подбора рациональной фармакотерапии: авт. свид. на ПМ № 10539 / Н. А. Животягина. – М., 1999.
2. Животягина, Н. А. Устройство для дифференциальной диагностики «Экспресс» : авт. свид. на ПМ № 20712 / Н. А. Животягина. – М., 2000.
3. Корзун, А. Ф. Статистика общественного здоровья / А. Ф. Корзун, В. Н. Готлер. – М., 2003.
4. Медик, В. А. Новое общественное здравоохранение / В. А. Медик. – М. 2003.
5. Сахарный диабет в общественной практике / Е. Б. Кравец, Т. А. Зимина, Т. Ю. Кощевец. – Томск, 2002.
|