Эта работа опубликована в сборнике статей с материалами трудов 1-ой
международной телеконференции "Проблемы и перспективы современной
медицины, биологии и экологии". Название сборника "Фундаментальные
науки и практика Том 1, №1"
Посмотреть обложку сборника
Скачать информацию о сборнике (в архиве: обложка, тит. лист, оглавление, список авторов)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Очевидно, что для любого учреждения, выступающего субъектом многочисленных правоотношений, в т.ч. для медицинских учреждений, очень важно осуществлять свою деятельность строго в рамках правового поля. В рамках настоящей статьи считаем целесообразным вынести на обсуждение широкой научной общественности вопрос о размещении государственного (или муниципального) заказа на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию работников медицинских учреждений.
В силу ст. 2 Закона РФ от 28.06.1991 г. (с посл. изм.) № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» любое медицинское учреждение является страхователем своих работников. Согласно ст. 9 того же закона, страхователь обязан заключить договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией и вносить страховые взносы, при этом имея право на «свободный выбор страховой организации».
Вместе с тем, размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг производится государственными и муниципальными заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. (с посл. изм.) № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно ст. 10 указанного федерального закона, размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). При этом, «во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом».
Нарушение предусмотренных тем же федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Более того, Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит ст. 7.29, предусматривающую административную ответственность за несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе размещения заказа.
В ст. 42 Федерального закона от 21.07.2005 г. (с посл. изм.) № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» содержится следующее определение: «Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта». Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала. Очевидно, что заранее точно определить сумму страховых взносов, подлежащих уплате, медицинское учреждение не может ― хотя бы в силу имеющейся в отечественном здравоохранении высокой текучести кадров и связанного с этим постоянного изменения численности работников. Кроме того, цена контракта у всех участников размещения заказа будет одинаковой, т.к. определяется только налоговым законодательством.
Разместить заказ на обязательное медицинское страхование своих работников у единственного исполнителя медицинское учреждение также не может, поскольку 55 статья Федерального закона от 21.07.2005 г. (с посл. изм.) № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», носящая название «Случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)», по нашему мнению, не содержит указаний на услуги по обязательному медицинскому страхованию. В том числе не удастся воспользоваться и т.н. «малым закупом», т.к., как отмечалось выше, заранее точно определить сумму страховых взносов, подлежащих уплате, медицинское учреждение не может.
Глава 7 «Размещение заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах» исследуемого закона вообще утратила силу с 1 июля 2009 г. (см. Федеральный закон от 08.05.2009 г. № 93-ФЗ).
Таким образом, заказ на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию своих работников медицинское учреждение обязано размещать путем проведения торгов. Так как в Перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 г. № 236–р, услуг по обязательному медицинскому страхованию не означено, то торги в данном случае должны проводиться в форме конкурса, что мы и рекомендуем.