Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

РУССКАЯ ВОДКА В АСПЕКТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

Печать E-mail
Автор К.С. Дмитриева.   
24.09.2009 г.
Сибирский государственный медицинский университет, г.Томск.

Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.

Скачать сборник целиком (1 мб)


По данным ВОЗ, в настоящее время алкоголизм как причина смерти занимает по частоте третье место, уступая только злокачественным новообразованиям и сердечно-сосудистым заболеваниям. В России проблема массовой алкоголизации русского народа чрезвычайно остра. Ныне ежегодное потребление алкоголя на душу населения составляет 27 литров, тогда как по расчетам экспертов ВОЗ, уже при употреблении более 8 литров начинается процесс вырождения нации. В современной России более 20 млн алкоголиков – почти каждый 7-ой житель страны! Почему разрушительная тенденция глубоко укоренилась в культуре несмотря на то, что медики давно бьют тревогу?
Существует типология наркотических, в том числе опьяняющих средств по культурным ареалам: 1)западный (европейский) – с центральной ролью спиртного напитка типа коньяка, виски, водки; 2)восточный (азиатский) с центральной ролью растительных наркотических средств типа конопли, мака и их производных(гашиш, опиум); 3) латиноамериканский и африканский с нишей растительных наркотических средств типа кокаинового куста и дерева какао в Латинской Америке, кофейного дерева и дерева кола в Африке и продуктов на их базе (кокаин, кофеин, напитки кофе, какао, кока-кола, сладости, какао, шоколад и т.п.), а также с нишей для табака; 4)древнеиндоевропейский ареал с базовым продуктом «наркотический гриб» и др. [1].
Алкоголь – продукт цивилизационного развития. По некоторым данным, этиловый спирт выделили в чистом виде арабские алхимики. Массовое потребление крепкого спиртного – всеобщая черта современной западной (и русской) культуры. Эта черта входит в еще более общую связку признаков современной цивилизации – «хлеба и зрелищ»[1].
Хорошо известно, что народы, не знавшие вина, часто оказывались при встрече с ним бессильны противостоять его коварству, массами спивались, вырождались, гибли: европейские колонизаторы спаивали целые племена в Африке, при истреблении индейцев в Северной Америке самым мощным оружием янки оказались виски, сильно пострадали от виноторговцев многие народы Сибири и Крайнего Севера. Культура вырабатывала различные механизмы для того, чтобы контролировать воздействие спиртосодержащих продуктов. Мусульманская религия наложила вето на алкоголь. Для мусульманина считается тяжким грехом даже присутствовать при пьяном застолье. В традиционной культуре Монголии мужчина до 40 лет воздерживается от потребления алкоголя: он должен встать на ноги, завести семью, обустроить дом. В античной культуре пить неразбавленное вино считалось варварством, как правило, его разбавляли водой в соотношении 1:3
Не следует видеть в наркотических веществах только источник зла. Медики знают, что Латиноамериканский ареал после Колумба внес великий вклад в мировую цивилизацию в виде класса обезболивающих и анестезирующих веществ, без которых была бы невозможна современная хирургия. Необходимо, однако, понять причины особого отношения к алкоголю в России.
Немецкие источники полагают, что способ перегонки для получения водки был занесен в Восточную Европу, конкретно в России в 1398 г. итальянскими купцами из Генуи, в свою очередь перенявшими его с Востока. Слово «водка» в толковых словарях русского языка определяется как « алкогольный напиток, смесь очищенного спирта с водой». С точки зрения этнокультурной семантики водка – это крепкий алкогольный напиток, то есть то, что потребляют, пьют ради алкогольного опьянения.
В традиции национальной кухни круг хмельных напитков был довольно разнообразным. Издревле на Руси существовали пиво и меды – слабохмельные напитки. При том меды делились на мёд ставленый (забродивший естественно) и мед вареный или питный, заправленный хмелем и/или травами, например, полынью, зверобоем. Спиртовые настойки на травах и ягодах, назывались водицами. Слово водка первоначально еще в ХУП веке не отличалось от слова водица по значению. Водки окрашивались очень красиво, в самые разные цвета, и специальный столик со множеством разноцветных водок ставился при больших обедах с гостями заранее, отдельно. Постепенно в классе спиртных напитков водка выделяется на первый план.
То же происходит и в Западной Европе. В 1334 г. начинает производиться коньяк (слово от названия местности во Франции - Cognac), в 1485 г. – английские джин и виски, в 1490-1494 гг. – шотландские виски; в 1520-1522 гг. – немецкий брандвейн или шнапс.
После революции многообразие напитков сменило одно усредненное – водка, что позволяет сделать вывод: в России выпивают не для удовольствия вкуса, не для того, чтобы «отведать» той или иной водки, пьют, чтобы опьянеть, просто водку. И конечно, помногу.
Историк русского быта Иван Пыжов замечал: «Пьянства в домосковской Руси не было – не было его как порока. разъедающего народный организм. Питье составляло веселье, удовольствие, как это и видно из слов, вложенных древнерусским грамотником в уста Владимира…»[1]. Возникает вопрос: что удерживало народ от массового спаивания?
На Руси важнейшим сдерживающим механизмом была церковь. Православная церковь допускала применение вина в некоторых обрядах (например, таинство евхаристии – причащение красным вином, символизирующим кровь Христову), но держала пьяницу в «ежовых рукавицах», приравнивая пьянство к язычеству[2].
В средние века государственная политика в этой области определялась стремлением, с одной стороны, пополнить казну, отстраивая кабаки, а с другой, - попыткой удержать народ от массового пьянства. Торговля алкоголем оказалась очень выгодной для государства. Но православная церковь, прочно вошедшая в быт и мировоззрение христиан, не позволяла нарушать устои трудовых будней.
Петровская эпоха – не только время обновления России, но и разрушения многовековых традиций, начало ослабления власти церкви, попоек при дворце императора, проникновения разрушительных тенденций в города. В деревне консерватизм крестьянской жизни, сильное влияние общинных традиций были теми сдерживающими факторами, которые не позволяли крестьянину поставить самогон выше интересов собственного хозяйства.
Ритуальные формы питья алкогольных напитков, известные в средневековье, заданные коллективистским укладом жизни и насыщенные архаической символикой, сохранились в России почти до наших дней. Предписывается (1)наливать чашу, чарку дополна, (2)пить до дна, что символизирует полноту жизненных благ; (3) практикуется коллективное выпивание как способ укрепления социальных связей: человек, которого обнесли чашей, или который уклоняется от возлияний, становится социальным изгоем. Важно участвовать в пиршестве, занимать свое строго определенное место за столом[1].
Следует признать, что пьянство в России уходит корнями в культурную историю. Нищета, бедность, резко возросший динамизм общественного развития, разрушение привычных форм жизни, нестабильность, утрата одних и консервация других культурных традиций, отсутствие продуманной государственной политики в этой области – факторы, обостряющие проблему алкоголизм в современной России.
Список литературы:
Степанов, Ю.С. Константы. Словарь Русской культуры. - М.: Академический проект, 2001. – 990 с.
Буслаев, Ф. Повесть о Горе и Злосчастии // Буслаев Ф. О литературе. - М.: Художественная литература. 1990. – С.164 – 260.
Ортега-и-Гассет, Х. Три картины о вине // Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство. 1991. – С.82 – 93.
Лернер, В.Е., Шлафман, М.Я. Модест Мусоргский: патографический портрет.
\\ Социальная и клиническая психиатрия. – 1998. - № 4. – С. 78 – 87.
5. Крижанич, Ю. О свойствах русского характера. // Родина. – 1991. № 9 - 10. – С.93-94.
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99