Бухарский Государственный медицинский институт, Узбекистан
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Проблеме обеспечения качества медицинского обслуживания большое значение предается во всех экономически развитых странах мира. Подтверждением этому служит решение Европейского регионального бюро ВОЗ осуществить программу под общим названием «Типовые программы медицинского обслуживания и обеспечения качества». Программы направлены на решение двух вопросов:
1. Выбор наиболее целесообразного сочетания различных видов медицинской помощи больным, страдающим определенными заболеваниями.
2. Обеспечение должного качества данной помощи.
Изменение состояния экономики, демографии, а также достижения в науке в нашей стране влекут за собой изменения в политике здравоохранения. В частности, в настоящее время наряду с предупреждением инфекционных заболевания приоритетными становятся меры профилактики, ранней диагностики и лечения хронических соматических заболеваний. Амбулаторно-поликлиническая помощь сейчас действительно выдвигается на первый план. Многие экономически развитые страны пересмотрели концепцию организации медицинского обслуживания и вернулись к подготовке врачей общей практики/семейных врачей, но уже на качественно более высоком уровне.
Многолетняя практика показала, что система «педиатр - подростковый врач - участковый терапевт - узкие специалисты» себя не оправдывает. Она экономически менее эффективна. Более того, при этом не выполняется основной принцип оказания медицинской помощи на первичном уровне здравоохранения – непрерывность наблюдения. Терапевт постоянно нуждается в помощи значительного круга специалистов при решении даже небольших проблем, выходящих за рамки терапевтической патологии. В отдаленных поселках с небольшой численностью населения реализация этой системы практически невозможна.
В настоящее время расходы на одного жителя Великобритании или Канады, где первичная медицинская помощь обеспечивается главным образом врачами общей практики и семейными врачами, в 3-4 раза ниже, чем в США, где этот вид медицинского обслуживания на 80% осуществляется узкими специалистами.
Преимущества системы оказания первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики
Социальные преимущества. Обслуживание населения врачами общей практики/семейными врачами создает равные возможности и условия получения гарантированной медицинской помощи населению вне зависимости от места жительства. Семейный врач заинтересован иметь здоровых пациентов. Практика показала, что узкие специалисты и использование интенсивных технологий в медицине не способны заменить длительное и полноценное наблюдение больного врачом общей практики.
Экономические преимущества. Семейный врач помогает пациентам избежать ненужных визитов к узким специалистам, нередко ведущих прием в другом месте, предотвратить напрасную потерю рабочего времени с обеих сторон и транспортные расходы. Затраты на содержание специалистов-консультантов уменьшаются в 3-4 раза. Длительное наблюдение за состоянием здоровья всех членов семьи позволяет ускорить диагностический процесс и снизить расходы на обследование. Почти во всех случаях, когда проводилось сравнение одних и тех же услуг, оказываемых на первичном и специализированном уровне, результаты говорили о том, что работа врачей первичного звена позволяет снизить затраты, повысить чувство удовлетворения пациента оказанными услугами, при всём при том, что это не сказывается отрицательно на качестве медицинской помощи или исходе лечения.)
Организационные преимущества. Подушевое финансирование с передачей средств общей практике позволяет учреждению первичного звена самостоятельно планировать расходы на заработную плату, на содержание и развитие материальной базы, на оплату консультаций, госпитальное лечение и профилактические мероприятия. При этом больные рассматриваются не как потребители при эпизодических контактах, а как союзники при постоянном и долговременном сотрудничестве. Подушевое финансирование по нормативу, учитывающему половозрастную структуру населения, позволяет финансирующей стороне и общей врачебной практике повысить степень предсказуемости расходов.
Двухуровневая структура медицинского обслуживания – врач общей практики – врач консультант (специалист) позволяет держателю фондов (ВОП), вступая в договорные отношения, задать высокие требования к качеству консультаций и лечения, обоснованности проведенного объема обследования и сроков госпитализации. Взаимосвязь субъектов определяет потенциальную способность данной структуры медицинского обслуживания к самоорганизации, постоянному совершенствованию и, следовательно, обеспечению ее устойчивости.
По мнению Donabedian А. имеются три области, в которых может рассматриваться качество: структура, процесс и конечный результат. В контексте общей практики структура включает в себя качество помещений, оборудования и персонала, имеющегося при наличии для оказания медицинской помощи; тогда как процесс включает в себя деятельность врачей, их компетенцию, степень и масштабы исследований, направление к специалистам, характеристику назначений и т.д., а конечный результат означает изменения в состоянии здоровья пациента.
Семейный врач, прошедший неполноценное обучение и не имеющий соответствующего оснащения, будет вынужден направлять их к узким специалистам с такой же частотой, как и терапевт. Он может реализовать себя как специалист широкого профиля только при наличии необходимых условий для работы, то есть при соответствующем оборудовании кабинета, отделения или клиники семейной медицины.