Сибирский государственный медицинский
университет, г. Томск
Кафедра философии
с курсами культурологии, биоэтики и отечественной истории
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 71-й итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 14-16 мая 2012 г.), под ред. В. В. Новицкого, Н.В. Рязанцевой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2012. − 335 с.
Скачать сборник (MS Word, 1 мб)
Скачать программу конференции
Актуальность. Медицина
и искусство относятся к древнейшим областям человеческой деятельности.
Поскольку всевозможные болезни и травмы были роковой неизбежностью в жизни
людей во все времена, это находило довольно частое отображение в искусстве у
всех народов, начиная с древнейших времен.
Цель. Выявление
зависимостей между развитием стоматологии и его художественным отображением в
некоторых памятниках искусства с древнейших времен до настоящего времени.
Материал и методы. В
работе предполагается рассмотреть шедевры изобразительного искусства с точки
зрения ортодонтии; выявить самые известные представления о пропорциях лица в
изобразительном искусстве; увидеть связи между типом культуры и соответствующими
стандартами в области челюстно-лицевой анатомии; показать закономерности и особенности
отображения стоматологических патологий в произведениях искусства.
В архаических обществах медицинское
знание было облечено в религиозно-магическую форму. Так, древнегреческая
мифология донесла до нас имя Асклепия - бога врачевания. Язык также
свидетельствует о том, что древние греки не знали разделения искусства, науки и
ремесла. В их языке был единственный термин 'techne', которым обозначались и
ремесла, и искусства, и науки, и медицина. В средневековой Европе почти каждая болезнь
имела своего святого покровителя, к которому нужно было обращаться с молитвой,
чтобы получить исцеление. Покровительницей страдающих зубной болью являлась
святая мученица Аполлония. За отказ отречься от христианства мучители вырвали у
Аполлонии все зубы, но она и перед лицом смерти осталась тверда в своей
вере.
Существует большое количество
канонических пропорций, применяемых в сфере изобразительного искусства и
архитектуры. Первым, кто попытался установить, какими должны быть
пропорции человеческого тела и лица, был древнегреческий скульптор
Поликлет из Аргоса (V в. до н.э.). Если все тело человека
принять за единицу, то голова составляет 1/7 - /8, а лицо 1/10. По этим
пропорциям скульптор изваял знаменитую статую Дорифора, хорошо сохранившуюся до
нашего времени. Римский архитектор Марк Витрувий Поллион в своем трактате
об архитектуре писал: лицо состоит из трех равных частей: первая часть -
от подбородка до начала носа, вторая - от начала носа до средней линии бровей,
третья - от линии бровей до начала корней волос. 'Золотое сечение' - это
название древнейшая пропорция получила от Леонардо да Винчи.
Анализируя различные аспекты взаимосвязи
медицины и искусства, можно отметить, что материалы искусства нередко
представляют для врачей большую ценность, их изучение способно приводить к
рождению новых идей. Иногда художник, раскрывая характер персонажа или его
социальный статус, прибегает к изображению стоматологической патологии, порой,
даже не подозревая об этом. На картинах можно увидеть различные особенности
строения лицевого скелета, дефекты зубного ряда и аномалии прикуса. Как правило, художник вовсе не стремится
изобразить определенную болезнь: его цель - вызвать определенные чувства. Кроме
того, каждая картина включает какие-то дополнительные акценты, предположения
художника и в то же время определяется традициями стиля. Так, например, в
средние века художники отдавали предпочтение изображению мезиального прикуса, а
в эпоху романтизма - дистальному. Изображение болезни, профессиональной
деятельности врачей и т.п. обычно служит для художника поводом, ситуацией,
благодаря которым раскрывается внутренний мир человека. Некоторые произведения искусства точно
отражают исторические детали профессиональной деятельности врачей-стоматологов.
Такова, например, картина И. Лингельбаха «Дантист верхом на лошади»
(1651).
Результаты.
Медицинские (стоматологические) сюжеты в искусстве не являются самоцелью, они
выступают лишь средством для раскрытия внутренних качеств соответствующих
персонажей, особенностей мировосприятия самого художника.
Выводы. Стоматологи,
объединяя в своей профессии навыки и умения врача, способности художника и
скульптора, должны знать не только анатомические особенности челюстно-лицевой
области, но и владеть необходимой культурно-антропологической эрудицией.
|