Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

СТОМАТОЛОГИЯ В ИСКУССТВЕ

Печать E-mail
Автор О. О. Дзебисова   
19.06.2012 г.

Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск

Кафедра философии с курсами культурологии, биоэтики и отечественной истории

 

Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 71-й итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 14-16 мая 2012 г.), под ред. В. В. Новицкого, Н.В. Рязанцевой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2012. − 335 с. 

Скачать сборник (MS Word, 1 мб)

Скачать программу конференции   

 

Актуальность. Медицина и искусство относятся к древнейшим областям человеческой деятельности. Поскольку всевозможные болезни и травмы были роковой неизбежностью в жизни людей во все времена, это находило довольно частое отображение в искусстве у всех народов, начиная с древнейших времен.

Цель. Выявление зависимостей между развитием стоматологии и его художественным отображением в некоторых памятниках искусства с древнейших времен до настоящего времени.

Материал и методы. В работе предполагается рассмотреть шедевры изобразительного искусства с точки зрения ортодонтии; выявить самые известные представления о пропорциях лица в изобразительном искусстве; увидеть связи между типом культуры и соответствующими стандартами в области челюстно-лицевой анатомии; показать закономерности и особенности отображения стоматологических патологий в произведениях искусства.

В архаических обществах медицинское знание было облечено в религиозно-магическую форму. Так, древнегреческая мифология донесла до нас имя Асклепия - бога врачевания. Язык также свидетельствует о том, что древние греки не знали разделения искусства, науки и ремесла. В их языке был единственный термин 'techne', которым обозначались и ремесла, и искусства, и науки, и медицина.     В средневековой Европе почти каждая болезнь имела своего святого покровителя, к которому нужно было обращаться с молитвой, чтобы получить исцеление. Покровительницей страдающих зубной болью являлась святая мученица Аполлония. За отказ отречься от христианства мучители вырвали у Аполлонии все зубы, но она и перед лицом смерти осталась тверда в своей вере. 

Существует большое количество канонических пропорций, применяемых в сфере изобразительного искусства и архитектуры.  Первым, кто попытался установить, какими должны быть пропорции человеческого тела и лица, был древнегреческий скульптор Поликлет из Аргоса (V в. до н.э.). Если все тело человека принять за единицу, то голова составляет 1/7 - /8, а лицо 1/10. По этим пропорциям скульптор изваял знаменитую статую Дорифора, хорошо сохранившуюся до нашего времени. Римский архитектор Марк Витрувий Поллион в своем трактате об архитектуре писал: лицо состоит из трех равных частей: первая часть - от подбородка до начала носа, вторая - от начала носа до средней линии бровей, третья - от линии бровей до начала корней волос. 'Золотое сечение' - это название древнейшая пропорция получила от Леонардо да Винчи. 

   Анализируя различные аспекты взаимосвязи медицины и искусства, можно отметить, что материалы искусства нередко представляют для врачей большую ценность, их изучение способно приводить к рождению новых идей. Иногда художник, раскрывая характер персонажа или его социальный статус, прибегает к изображению стоматологической патологии, порой, даже не подозревая об этом. На картинах можно увидеть различные особенности строения лицевого скелета, дефекты зубного ряда и аномалии прикуса.     Как правило, художник вовсе не стремится изобразить определенную болезнь: его цель - вызвать определенные чувства. Кроме того, каждая картина включает какие-то дополнительные акценты, предположения художника и в то же время определяется традициями стиля. Так, например, в средние века художники отдавали предпочтение изображению мезиального прикуса, а в эпоху романтизма - дистальному. Изображение болезни, профессиональной деятельности врачей и т.п. обычно служит для художника поводом, ситуацией, благодаря которым раскрывается внутренний мир человека.      Некоторые произведения искусства точно отражают исторические детали профессиональной деятельности врачей-стоматологов. Такова, например, картина И. Лингельбаха «Дантист верхом на лошади» (1651). 

Результаты. Медицинские (стоматологические) сюжеты в искусстве не являются самоцелью, они выступают лишь средством для раскрытия внутренних качеств соответствующих персонажей, особенностей мировосприятия самого художника.

Выводы. Стоматологи, объединяя в своей профессии навыки и умения врача, способности художника и скульптора, должны знать не только анатомические особенности челюстно-лицевой области, но и владеть необходимой культурно-антропологической эрудицией. 

 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99