Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ВТОРОЙ СМЫСЛОВОЙ РЯД РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Печать E-mail
Автор А. В. Золотухина   
05.08.2009 г.
Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра философии с курсами культурологии, биоэтики и отечественной истории

Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 66-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2007 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.

Скачать сборник целиком (формат .PDF, 1,5 мб)

 

В школе, как и все я тоже читала роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» [1]. Мне это произведение очень понравилось. Я его и перечитывала, и смотрела экранизацию. Я представляла Воланда как владыку всего мира, Маргариту как женщину, способную на всё ради своего возлюбленного, Мастера как выдающегося Мастера способного написать превосходный исторический роман, Иешуа Га-Ноцри как святого, даже были попытки сопоставления его с Иисусом.
Но, поступив в университет, и посещая уроки философии, мне в руки попадает замечательная книга «Мастер и Маргарита»: гимн демонизму? Либо Евангелие беззаветной веры» [2] и моё отношение к этому роману и его главным героям, событиям, происходящим в нём не радикально, но всё же изменилось.
Главные герои «сняли свои маски», но это сделали не все, что меня, конечно же, радует. Больше всего меня поразило, что М.А. Булгаков имя Мастера пишет с маленькой буквы, так как это не собственное имя, а всего на всего его так называет Маргарита. Ведь он вовсе не талантлив от природы, а пишет роман лишь с «подачки» Воланда (Воланд ему как бы диктует весь роман) и ещё плюс 100000 рублей, которые он выиграл не просто так, а тоже с подачки Воланда (а азартные игры это удел Сатаны). Да ещё и «любящая» Маргарита приписывает его Воланду, даря ему шапочку с буквой «М» и Воланд тоже имеет такой же символ только наоборот «W» на визитной карте. Вывод: мастер – «безвольный, бегущий от проблем реальной жизни человек» [2]; Воланд – «князь мира сего, и вовсе не страшный, а вызывающий к себе жалость… Сатана» [2]. Действительно, Воланд, как бы он ни казался велик, не может завести себе хороших друзей и должен общаться со всякой «нечистью», которая, в моих глазах не заслуживает никакого уважения. Я не понимаю, что он в них нашёл. Воланд всё же не такой плохой, он, как ни странно это будет звучать, наказывает зло, открывает людям их пороки, служит своеобразным зеркалом. Маргарита «очень хороша»: ей надоело жить на всём готовом, и она от безделья занялась бедным мастером. Это вовсе не любовь, она всего лишь привязалась к нему и живёт ложью в своей семье. А любовь и ложь, по моему мнению, две вещи несовместимые. Иешуа Га-Ноцри – «Иисус Назарянин по-европейски» [2]. Булгаков не придумывал какого-то своего героя, а лишь воспользовался именем реально существовавшего Иисуса Христа (только фамилию Га-Ноцри написал через дефис). Иешуа является обычным человеком, который в отличие от всей «серой массы», познаёт и осмысляет жизнь с верой и доверием Богу. Он познаёт эту жизнь не только для себя, но и для остальных, чтобы не жили в темноте.
Действие в романе происходит на Патриарших прудах; а в «переносном смысле оно начинается на Патриарших запрудах» [2], которые обратили чистейшую родниковую воду в грязное болото. Вода – это символ знаний, а также культуры вообще. А поскольку в Москве было столько плохого, то даже пруды (чистое знание) превратились в запруды. «Патриаршие» (а не «Чистые» пруды, которые тоже есть в Москве), потому, что библейская культура, основанная на цитатно-догматическом («мёртвом») знании, в которой существовала Россия 1000 лет (начиная с 988 года) изжила себя ко времени написания Булгаковым своего романа. И то, что Булгаков начинает своё повествование именно на «Патриарших прудах», где 2 атеиста (продукт библейской культуры) встречаются с реально существующим злом в лице Сатаны – Воланда, это знак того, что к прошлому («Патриаршим запрудам» библейской культуры) уже больше никогда не вернуться. Возврат к прошлому – это удел сатанизма, ведущего человека в дурдом, что Булгаков показал на примере Ивана Бездомного и его «крёстном ходе» по улицам Москвы (с иконкой и венчальной свечкой).
В романе «Мастер и Маргарита» показываются отношения людей с Богом и с Сатаной. Некоторые из героев не верят в Бога, тем самым выбирают себе не очень хорошую участь (Берлиоз попадает под колёса трамвая). На первый взгляд может показаться, что Бог в романе отсутствует, но это совсем не так. Богу принадлежит вечность, и он ждёт пока все люди избавятся от страхов, и настанет царство «Правды-Истины». А «Правду-Истину» невозможно обрести, живя вне лада с Богом. Роль Сатаны же в этом мире – соблазнять и собирать души, отвернувшиеся от Промысла Божьего.
«Бог не в силе, а в правде» [2]! «Кто ищет правды после истины, тот ищет ложь» [2]! Поэтому, кто ищет ложь, тот найдёт её как неправду, а кто ищет правду «после истины», тот найдёт истину в правде. А не во всякой правде кроется истина.
Теперь моё представление о романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» стало ещё шире и разнообразней. Несмотря на то, что в некоторых главных героях (мастер и Маргарита) мне пришлось разочароваться, этот роман я не разлюбила. Зато я поняла, что если мы не видим и не слышим Бога, это совсем не означает его отсутствия. Мне пришлось задуматься, что такое «Правда-Истина», и где она находится. Ответ оказался достаточно простым: она в нас и в Боге, который среди нас. В ближайшее время я планирую перечитать роман, и может быть, уже новым взглядом, найду в романе много интересных смыслов и граней.


Список литературы:
1.    Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита: Роман / М.А. Булгаков. – Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1989. – 352 с.
2.    «Мастер и Маргарита»: гимн демонизму? либо Евангелие беззаветной веры / ВП СССР. – СПб. : Общественная инициатива, 2004. – 406 с.
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99