Сибирский государственный медицинский университет, г.Томск
Кафедра экономики, политологии, социологии и права.
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,2 мб)
На современном этапе рынок здоровья в России становится все более гетерогенным и конкурентоспособным. Учреждения здравоохранения, применяя маркетинговый подход к управлению своей деятельностью, формируют свою конкурентную позицию, основанную на репутации предприятия, что требует конкурентоспособности всех оказываемых ими услуг.
НИИ Микрохирургии ТНЦ СО РАМН является монополистом на рынке пластической хирургии г. Томска. Но в какой бы рыночной позиции ни находилась фирма, она не может позволить себе следовать стратегии ценодателя на рынке здоровья, ввиду специфики данного рынка и особо тщательного контроля со стороны государства в вопросах качества оказания услуг. Отсюда особенно актуальными становятся вопросы: выбора оптимальной ценовой стратегии и формирования сбалансированного ассортиментного портфеля.
Появление модели (матрицы) БКГ явилось логическим завершением одной исследовательской работы, проведенной в свое время специалистами Бостонской консультативной группы (Boston Consulting Group). В основе Бостонской матрицы лежит модель жизненного цикла товара/услуги, в соответствии с которой товар/услуга в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-"проблема"), рост (товар-"звезда"), зрелость (товар - «дойная корова") и спад (товар-"собака").
"Звeзды" занимают лидирующее положение в быстро развивающейся отрасли. Они приносят значительные прибыли, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста, а также жесткого контроля над этими ресурсами со стороны руководства. В НИИ Микрохирургии в данную категорию попадают операции по ЛОР патологии, пластическая хирургия и операции на коже и подкожной клетчатке.
"Дойные коровы" занимают лидирующее положение в относительно стабильной или сокращающейся отрасли. Поскольку сбыт относительно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то это приносит прибыли больше, чем требуется для поддержания доли на рынке. В данную группу попадают операции на костно-мышечной системе, а также операции на молочной железе.
"Дикие кошки", или "вопросительный знак", имеют слабое воздействие на рынок в развивающейся отрасли из-за малой eгo доли. Для них характерны слабая поддержка покупателями и неясные конкурентные преимущества. К таким услугам можно отнести операции области пластической хирургии: коррекция носа; операции в области мужской генитальной хирургии; устранение тканей избытков век; различные методы удаления морщин и др. - на такие операции проблематично просчитать будущий спрос.
"Собаки" представляют собой услуги с ограниченным объемом спроса в сложившейся или сокращающейся отрасли. Для Клиники такими станут услуги, оказываемые в условиях экстренной помощи.
Матрица БКГ предлагает следующий набор решений для дальнейшей деятельности НИИ Микрохирургии:
• «звезды» укреплять и оберегать;
• по возможности избавляться от «собак», если нет веских причин, чтобы их сохранить;
• для «дойных коров» необходим жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль высшего руководства фирмы;
• «дикие кошки» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в звезды.
Имеющийся ассортиментный портфель можно разделить на группы, представив модель оптимального ассортиментного набора услуг с соответствующей ценовой стратегией:
1. Основная группа (услуги, приносящие основную долю прибыли)
Операции в разделе ЛОР патологии и пластической хирургии.
Стратегия цен, ориентированных на условия развития рынка (политика со стороны государства) и развития конкуренции в отрасли.
2. Поддерживающая группа (услуги, существенно стабилизирующие выручку и находящиеся в стадии зрелости)
Операции в разделе пластической и общей хирургии.
Стратегия средних цен, т.е. на уровне, воспринимаемой покупателем ценности услуги, соответствующей качеству.
3. Стратегическая группа (услуги, призванные обеспечить будущую прибыль)
Можно предположить, что такими услугами могут стать: пластика при избытке мягких тканей живота; пластика при избытке мягких тканей бедер и ягодиц- т.к. на современном этапе численность больных ожирением возрастает, но пока не является ведущей патологией.
Стратегия цен проникновения на рынок с учетом психологических факторов.
4. Тактическая группа (услуги, призванные стимулировать продажи основной и поддерживающей групп)
Данную группу могут составить некоторые операции по экстренной помощи, в последующем стимулирующие операции в области пластической, эстетической хирургии: устранение дефектов кожи с пластикой; пластика при косметических дефектах молочных желез; коррекция носа.
Стратегия льготных цен. Возможна взаимосвязь данных видов услуг как сопутствующих (как один из вариантов - система скидок).
5. Социально значимые услуги (услуги, приносящие наименьшую прибыль, но отказаться от них нельзя)
Услуги, оказываемые в режиме экстренной помощи, т.е. в большей степени услуги общей хирургии.
Стратегия низких цен, т.к. часть услуг оплачиваются из средств соответствующих государственных бюджетов; стратегия дифференцированных цен.
6. Услуги, готовые к выходу на рынок в перспективе
В данную группу будут входить преимущественно услуги-новинки, связанные с новыми техниками и технологиями в области хирургии.
Стратегия «снятия сливок», т.е. стремление максимизировать прибыль при оказании нового вида услуг, по новой технологии или с использованием новых препаратов.
|