Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра философии с курсами культурологии, биоэтики и отечественной истории
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 66-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2007 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 1,5 мб)
Жизнь после смерти… Может быть, многим покажется странным даже начинать разговор на эту тему. Не так часто в жизни мы задумываемся о смерти. Наверное, для многих из нас гораздо более естественно просто жить, не думая о том, что произойдет в тот последний момент. Или, может быть, мы уверены, что жизнь – это лишь то, что происходит с нами сейчас, здесь, и смерть означает конец нашего существования.
С древнейших времен и до сегодняшнего дня представители самых различных религиозных и философских течений обладали этой верой в бессмертие человеческого духа. И напрасно многим из нас сегодня кажется, что такого рода вера постепенно отходит в прошлое, уступая место современному научному мировоззрению. Скорее новые научные данные могут помочь нам по-новому увидеть и понять те вопросы, которые стояли перед человечеством в течение многих столетий. А ведь вопрос о смерти и бессмертии как раз и относится к категории этих вечных вопросов.
Давайте попробуем поразмышлять над одним из них. Что такое смерть? С точки зрения врача или биолога, смерть – это прекращение всех процессов жизнедеятельности нашего организма, прежде всего – остановка сердечных сокращений и мозговой деятельности. Еще минуту назад человек – со всем его бесконечно сложным внутренним миром, чувствами, воспоминаниями – жил, и вдруг, лишь из-за остановки маленького, перекачивающего кровь органа, исчез. В никуда.. Значит, все то, что наполняет жизнь каждого из нас, все то, что определяет нашу личность, зависит лишь от работы этого органа? И когда он останавливается, наше "Я" просто исчезает? Или все-таки что-то остается? То, что религиозный человек назовет словом "душа"? Наверное, здесь будет уместным привести один пример. Как-то известного врача-хирурга Войно-Ясенецкого (который в то же время был не просто верующим человеком, христианином, но и архиепископом Русской Православной Церкви) спросили, неужели он верит в существование души в то время, как он столько раз вскрывал мертвое тело человека? На что он ответил: "Я много раз вскрывал тело человека, но я никогда не видел в нем ни мыслей, ни разума. Я видел только органы, мертвые органы".
Эти слова только свидетельствуют о том, в чем каждый из нас внутренне убежден. Вряд ли кто-то из нас сомневается в том, что наше "Я" определяется не цветом глаз, ростом или чертами лица, а нашими убеждениями, нашим внутренним миром, то есть некой духовной категорией. Все мы являемся существами, принадлежащими не только миру материальному, но и духовному. Для того, чтобы убедиться в этом, вовсе не обязательно быть религиозным человеком. Скажем, сейчас, когда Вы читаете эти строчки, о чем Вы думаете? Что происходит с Вами? Если то, о чем мы говорим, Вам интересно, то, наверное, Ваши мысли сосредоточены на этом тексте. Но, может быть, Вы сейчас сидите дома, уютно устроившись на диване с учебником и чашкой чая в руке. И, несмотря на самые благие намерения подготовиться к завтрашним урокам, вдруг оказывается, что Вам очень трудно сосредоточиться на том, что Вы пытаетесь читать. Еще несколько мгновений и оказывается, что Ваши мысли уплывают куда-то, и вот Вы уже заново переживаете события последних каникул или, может, то, что произошло на дне рождения одноклассницы, к которой Вы ходили в прошлое воскресенье. Что же это значит? Ведь физически Вы остались все там же, на диване, и любой человек, взглянув на Вас со стороны, сказал бы, что Вы усердно готовите уроки. Однако Ваши мысли, Ваши чувства в этот момент так далеки от Вашего тела. Это говорит о том, что в отличие от нашего физического тела, ограниченного временем и пространством, наш дух, наши мысли существуют в другом, нематериальном мире, не подвластном таким границам. А ведь, согласитесь, именно они составляют самое существо человеческой природы. Не только мысли и чувства, но и стремление к познанию окружающего мира, способность к бескорыстной, самоотверженной любви, попытки осознать себя, свое место в этом мире, постоянные поиски, неудовлетворенность собой – это то, что делает человека человеком, отличает его от животных.
Трудно себе представить строго научные доказательства того, что личность человека продолжает жить после смерти его тела. Однако и в этой, казалось бы, совсем уж фантастической области, есть определенные данные, свидетельствующие в пользу того, что смерть, в нашем обычном понимании, – это только переход к новой жизни. Наверное, кто-то из Вас слышал о книгах американского врача и доктора философии Раймонда Моуди, в которых он рассказывает о своих исследованиях людей, переживших состояние клинической смерти (то есть уже перешагнувших грань смерти, а потом возвращенных к жизни). Опрашивая различных людей, которые пережили клиническую смерть, доктор Моуди пришел к выводу, что сегодня уже нельзя повторять, как это делали люди в течение многих веков, что "оттуда" еще никто не возвращался. Сегодня усилиями и искусством медиков мы уже имеем людей, которые возвращались из небытия. Смерть для них представлялась плавным, естественным, без потери сознания переходом в духовную реальность. Они говорили о тут же наступающем чувстве освобождения от боли и любых страхов, которые они испытывали за мгновение до того, как оставили свое тело. Они замечали, что обладают совершенным телом, лишенным каких бы то ни было дефектов, присущих им при жизни.
Конечно, все эти исследования нельзя считать строго научными доказательствами существования жизни после смерти, однако они свидетельствуют о том, что мы столкнулись с неким новым явлением, которое требует объяснения. Может, все эти малопонятные явления говорят об одном и том же, что человек – это существо не только материальное, но и духовное. Одной из возможных гипотез может быть представление о том, что, помимо физического тела, пяти физических чувств и простейших инстинктов, доставшихся нам от животного мира, человек обладает также духовным измерением – духовным телом, пятью духовными чувствами, аналогичными чувствам физическим, и, собственно, душой – тем, что составляет наше внутреннее "Я", нашу личность. И этому духовному аспекту нашего "Я" соответствует духовный мир, который нам всем предстоит познать в тот момент, когда мы перешагнем границу смерти. И тогда мы увидим, что духовный мир не менее реален, красочен и многогранен, чем мир физический, в котором мы с Вами сейчас живем. В рамках такой гипотезы было бы логично объяснить все те явления, о которых мы уже говорили.
Наверное, у многих из вас мог возникнуть вопрос: зачем мы вообще занимаемся обсуждением этих проблем? В конце концов, каждому из нас очевидно только одно – все мы рано или поздно умрем, и вот тогда-то уж мы и узнаем наверняка, есть ли что-то по другую сторону бытия. Но какой смысл пытаться понять что-то сейчас? Какое это имеет отношение к нашей сегодняшней жизни здесь, на этой земле? И другой, тесно связанный с этим вопрос. Если это правда, что наша жизнь на земле – это только короткое мгновение по сравнению с Вечностью, ожидающей нас в духовном мире, то тогда каков же смысл этой, земной жизни? Не теряет ли она свою ценность? Однако вера в бессмертие человеческого духа скорее имеет обратные нравственные последствия – наполняет нашу жизнь гораздо более глубоким смыслом, чем ранее. Ведь если наша жизнь – это только 70-80 лет существования, за которыми дальше ничего нет, пустота, то может возникнуть идея вседозволенности, когда главным смыслом жизни становится удовлетворение любой ценой своих желаний, поиск удовольствий. Зачем к чему-то стремиться, если все наши усилия все равно увенчаются одним событием – смертью?
С другой стороны, для человека, понимающего, что его существование не прерывается со смертью его тела, открывается новый смысл этой жизни. Исчезает страх смерти. Приходит осознание того, что жизнь каждого из нас уникальна, она дается нам единственный раз, и от того, как мы ее проживем, будет зависеть наша судьба в следующем, духовном мире.
Оказывается, что главная цель нашего существования – взрастить в себе способность к жертвенной, деятельной, бескорыстной любви, любви, обращенной не только к близким нам людям, друзьям или семье, но к каждому человеку, с которым столкнет нас судьба, ко всему окружающему миру. Так что и с нравственной точки зрения понимание бесконечности нашей жизни может стать для нас источником более глубоких нравственных принципов, источником внутренней, духовной силы в любых жизненных обстоятельствах. И это не только изменит нашу собственную жизнь, но и поможет другим людям – поможет обрести любовь и надежду.