Институт биологических проблем г.Якутск
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
В нашей стране и за рубежом накоплен достаточно богатый опыт применения авиации при учете птиц, в том числе и боровой дичи (Кузьмин и др., 1984). Впервые самолет для учета куропаток на севере Якутии был использован летом 1961 г (Перфильев, 1970). Проведенные авиаучеты показали перспективность этого метода в тундровой зоне при условии проведения дополнительных наземных контрольных учетов выводков в конце лета. Работы по оценке численности глухаря с помощью авиации в равнинных районах республики со светлохвойной и редкостойной тайгой были проведены в ноябре-декабре 1968 г. (Лабутин, Попов, 1970). Авторы на практике доказали, что использование авиации при оценке численности глухаря в Якутии имеет большую перспективу в силу ряда причин: во-первых, предельная простота ее применения; во-вторых, возможность получения массового материала и последующей оценки ресурсов в пределах крупных природно-территориальных комплексов; в третьих, что немаловажно, это не требует специальных финансовых затрат, т.к. регистрация птиц проводится попутно при авиаучете диких копытных животных. К сожалению, дальнейшего развития эти работы в нашей республике не получили. На сегодня по Якутии имеются лишь отрывочные сведения по численности отдельных видов из разных, весьма ограниченных по площади районов. По сути, уже давно назрел вопрос обеспечения постоянно действующего прогноза ресурсов этих птиц в республике. Понятно, что определение современного состояния глухаря невозможно без достоверных знаний о численности и особенностях распространения их на обширных территориях. Следовательно, использование авиации - практически наиболее эффективный и быстрый способ получения сведений о количестве глухарей на обширных просторах Якутии.
В 2000 - 2002 гг. Департаментом биологических ресурсов МОП РС (Я) при проведении авиаучетов диких копытных животных в таежной зоне республики был попутно осуществлен учет тетеревиных птиц. Из 7 видов представителей этого семейства, встречающихся в Якутии, наиболее подходящими объектами при учете с самолета Ан-2 в покрытых лесом территориях оказались обыкновенный и каменный глухари. При оценке численности тетерева, белой и тундряной куропаток используются методики, которые не совместимы со способом учета диких копытных. Сведения об этих видах, полученные попутно при учете копытных, довольно субъективны, дают информацию лишь о местах концентраций и предпочитаемых биотопах. Для рябчика и дикуши авиаучет оказался практически бесперспективным.
При расчетах использован пересчетный коэффициент, полученный нами в ходе корректировочного наземного учета и авиаучетов, проведенных в бассейне Вилюя в 2000 г в районе со светлохвойной и редкостойной тайгой. Территория с таким лесом занимает примерно 75 - 80 % всей площади таежной зоны Якутии. При авиаучете, в связи с трудностью определения на территориях совместного обитания обыкновенного и каменного глухарей повидового разделения птиц не проводилось. Наземный учет проведен общепринятой методикой зимних маршрутных учетов (Методические указания …, 1990) и определения относительной численности по встречам свежих следов и ночевочных лунок (Кириков и др., 1952, Бакеев, 1963). Протяженность прямой линии составила 194 км. При прохождении на автомашине по этой линии на 4 участках проложены пешие маршруты от 6 до 15 км. С проведением учета тетеревиных и других птиц пройдено 128 км, в т.ч. на лыжах - 62 км, лошадях - 40 км и 26 км - снегоходе "Буран". Некоторые сведения о численности тетеревиных птиц исследованного района получены нами при визуальном наблюдении, в светлое время дня, с автомашины (146 км). Маршруты для наземного учета закладывались по карте масштабом 1:200000, линия для проезда на автомашине -1:500000. Для вычисления показателя недоучета при авиационном способе по сравнению с наземным использованы данные авиамаршрутов 2000 г с общей протяженностью 1110 км.
По данным наземных учетов на исследованном участке плотность населения каменного глухаря составила 48,9 особей/100 км2. При вычислении плотности населения (а) по формуле а= n|LH (1), где n -число особей, L -длина маршрута, H -ширина учетной полосы (Кузьмин и др., 1984), фиксированной ширине полосы авиаучета 400 м, плотность населения составляет 4,9 особей/100 км2. Исходя из того, что при авиаучетах регистрируются в основном лишь самцы (98 % от общего числа всех встреч глухаря), а соотношение полов в популяциях каменного глухаря близко к 1:1 (Исаев, 1994), показатель 4,9 удваивается и, соответственно, а = 9,8 особей/100 км2. В таком случае, при сопоставлении наземного и авиационного методов учетов показатель недоучета (С) при использовании указанной формулы (1) равен 4,9. Определенное опытным путем, во время авиучетов в бассейне Вилюя, расстояние обнаружения птиц от оси маршрута (n = 36) равно 134,6 м, а ширина учетной полосы, соответственно, близко к 300 м. При использовании Н равной 300 м плотнорсть населения птиц вычисленная по формуле 1 равна 16 особей на 100 км2, соответственно показатель недоучета, соответственно, равна 3,5.
При авиаучете животных практикуется использование различных величин показателей недоучета в зависимости от времени суток. По нашим наблюдениям при авиаучетах в весенне-зимний период каменный глухарь чаще всего регистрируется с 10 ч. до 12 ч. и с 15 ч. до 16 ч. Известно, что при учетах полеты начинаются обычно с 9 ч. и заканчивается к 17-18 ч., общее время полетов 6-8 ч. (в среднем 6,5-7 ч.). В процентном соотношении время редкой регистрации птиц, от общей продолжительности полета, варьирует от 22 до 54 % , в среднем 38 % (n = 54). Следовательно, требуется уточнить показатель недоучета, в промежуток времени с 9 ч. до 10 ч, с 12 ч. до 15 ч и с 16 ч. до 17-18 ч. Известно, что более часто с самолета птицы заметны вспугнутые в период кормежки и реже в период отдыха (Кузьмин и др., 1984). По данным исследований бюджета времени каменного глухаря в весенне-зимний период дневной отдых птиц продолжается с 11-12 ч. до 15-16 ч,. и в то же время от общей схемы бывают отклонения (Исаев, 1994). Получается, что глухари реже регистрируются с самолета именно в период дневного отдыха. Процент вспугивания птиц во время отдыха вычислен нами в зависимости от встречаемости на авиамаршрутах в период кормежки и составил 34 % (n = 36). В этом случае, поправочный коэффициент (Т) равен 2,9. Следовательно, погрешность учетов в период отдыха глухарей для каждого маршрута можно выправить путем умножения показателя количества птиц, встреченных на отрезке пути, совпадающего со временем отдыха, к коэффициенту Т. Редкое фиксирование птиц с 9 ч. до 10 ч. и с 16 ч. до 17-18 ч. объясняется, скорее всего, тем, что это в нашем случае было временем начала и конца полетов и учетные работы проводились с авиапортов крупных населенных пунктов, в окрестностях которых глухари крайне малочисленны. К тому же длина линий полета самолета по одному району при подлете и вылете из авиапорта дислокаций работ занимает примерно до 5-7 % от общей длины маршрутов. Следовательно, от общей длины маршрутов можно вычесть расстояние нескольких линий, оставив лишь 2 линии по очерченной от центра (авиапорта) окружности радиусом 50 км.
При учетных работах рекомендуется наличие 4 учетчиков: по 2 учетчика с каждого борта. Известно, что каменные глухари взлетают в большинстве случаев, лишь в момент, когда непосредственно над их "головами" пролетает самолет, и поэтому передний учетчик имеет больший пропуск чем наблюдающий в задний иллюминатор. К тому же, при учетах с Ан-2 передний учетчик может не заметить птиц т.к. из боковых иллюминаторов имеется зона шириной 50-100 м,по оси маршрута, невидимая для учетчиков. В журнале учетов каждый учетчик должен фиксировать время обнаружения, пол птицы, биотоп, примерное расстояние обнаружения от оси полета самолета.
Большую помощь в сборе данных оказали зав.отд. кадастра ДБР МОП РС(Я) Попов А.Л., доцент ЯГУ, к.б.н. Кривошапкин А.А., н.с. ИБПК СО РАН Оконешников В.В., госинспектор Вилюйского УКОП Петров Г.А., водитель АПК "Вилюйский" Иннокентиев И.Н. которым автор выражает свою благодарность.
Использованная литература
Бакеев Н.Н. Учет численности птиц по лункам в снегу// Организация и методы учета птиц и вредных грызунов -М.: Изд-во АН СССР, 1963 -С.20-22.
Исаев А.П. Тетеревиные птицы Центрального Верхоянья. Диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук. -Якутск, 1994.
Кириков С.В., Михеев А.В., Спангенберг Е.П. Учет куриных птиц // Методы учета численности и географического распеределения наземных позвоночных - М.:Изд-во АН СССР -1952 -С.260-276.
Кузьмин И.Ф., Хакин Г.В., Челинцев Н.Г. Авиация в охотничьем хозяйстве. М.: Лесная промышленность, 1984 - 128 с.
Лабутин Ю.В., Попов М.В. О возможности применения авиаучета для оценки численности тетеревиных птиц в таежной полосе Якутии// Методы учета численности промысловых животных Якутии.- Якутск: Якутское кн. изд-во, 1970 - С .79-83.
Методические указания по организации, проведению и обработке данных зимнего маршрутного учета охотничьих животных в РСФСР. М.: Главохота, 1990 г – 30 с.
Перфильев В.И. Учет численности белой куропатки с самолета на севере Якутии//Методы учета численности промысловых животных Якутии.- Якутск: Якутское кн. изд-во, 1970 - С .84-90.
Потапов Р.Л. Отряд курообразные (Galliformes). Семейство тетеревиные (Tetraonidae). – Л.:Наука, 1985. – 638 с. – (Фауна СССР; Н.С., № 133; Птицы; Т.III; Вып. 1; Ч.2).
|