Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
В соответствии с Указами Президента РФ, принятыми Федеральными Законами, постановлениями Правительства РФ и местной администрации в городе Томске и области создана территориальная служба медицины катастроф с учетом экономических, медико-географических и других особенностей региона, а также возможностей местного здравоохранения.
Штатные силы и средства службы представлены областным Центром медицины катастроф, функционально подчиненных региональному ЦМК (г. Новосибирск). Областной ЦМК, наряду с другими подразделениями, имеет в своем составе постоянно действующий оперативно-диспетчерский отдел, оперативную группу управления (в составе оперативного отдела) со средствами связи, предназначенную для немедленного выдвижения в район ЧС, клиническую базу (областную клиническую больницу), бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности.
Областной ЦМК является постоянно действующим органом управления территориальной ЦМК, который выполняет функцию штаба СМК данного уровня. Центр в своей работе взаимодействует в установленном порядке с имеющимися на территории области силами и средствами военно-медицинской службы, медицинской службы кемеровской железной дороги, а также аварийно-спасательными подразделениями ГО и ЧС, УВД, силами и средствами других ведомств.
Руководством ЦМК и областным департаментом здравоохранения организовано постоянное взаимодействие с Томским военно-медицинским институтом по вопросам реального медицинского обеспечения населения при промышленных авариях, совместного проведения тактико-специальных учений, разработки планирующих документов, оказания методической и консультативной помощи.
Деятельность ЦМК осуществляется в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайном режиме. Содержание и объем выполняемых мероприятий регламентированы руководящими документами и отражены в документах планирования.
Анализ работы ЦМК в процессе повседневной деятельности, а также во время совместно проведенных тактико-специальных учений (май 1991 г., май 1992 г. март 1994 г., май 1999 и 2001 гг) показал, что эффективность его работы будет во многом зависеть, в числе других факторов, от качества и полноты отработки планирующей документации, в частности, «Плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях», который согласуется с «Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями», разрабатываемым управлением по делам ГО и ЧС города и области.
Помимо штатных формирований по заданию межведомственной комиссии созданы (выделены) нештатные формирования СМК, предназначенные для участия в ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций. Основными из них являются:
бригады скорой медицинской помощи (БСМП, линейные и специализированные);
бригады экстренной медицинской помощи (врачебно-сестринские и доврачебные бригады, БЭМП);
специализированные медицинские бригады постоянной готовности (СМБПГ);
бригады экстренной специализированной медицинской помощи (БЭСМП);
санитарно-эпидемиологический отряд;
бригады экстренной санитарно-профилактической помощи;
группы эпидемиологической разведки.
Кроме того, для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи решением администрации города создана клиническая база СМК, в состав которой вошли лечебно-профилактические учреждения, наиболее крупные многопрофильные лечебные учреждения являются головными (ЛПУ первой очереди;), другие - вспомогательными (ЛПУ второй очереди). Их перечень и состав ежегодно уточняются. Для оказания медицинской помощи детям, пострадавшим в ЧС, предназначены областная детская больница и детская больница № 4.
К учреждениям, которые могут быть дополнительно использованы в случае необходимости в интересах СМК и составляют ее резерв, относятся все другие ЛПУ города и его промышленной зоны, а также клиники Военно-медицинского института, и медицинские учебные заведения города, коечная сеть НИИ Сибирского отделения РАМН.
Формирования службы скорой медицинской помощи являются наиболее мобильными и оперативными из числа входящих в состав сил и средств службы медицины катастроф.
Они располагают значительными возможностями по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе. Городская станция скорой медицинской помощи и две ее подстанции, как показал опыт совместных учений, могут направить в район бедствия в течение первого часа с момента аварии несколько десятков бригад (в зависимости от времени суток), при сохранении возможности по повседневному обслуживанию населения. Подготовка к участию и ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций возложена на заместителя главного врача службы по медицине катастроф. В состав выездных бригад входят бригады общего профиля, специализированные бригады, в том числе 2 токсико-терапевтические, интенсивной терапии.
Существуют различия в «загруженности» коек терапевтического и хирургического профиля с некоторым преобладанием незагруженности коек хирургического профиля. Показатели, приводимые в ежегодных Докладах Областного департамента здравоохранения, позволяют производить оперативные расчеты возможностей коечного фонда и медицинского персонала, которые могут быть использованы при авариях на химическом производстве.
Головные ЛПУ (первой очереди) формируют бригады экстренной специализированной медицинской помощи (БЭСМП), предназначенные для работы в условиях стационара. Общая численность персонала бригад – 12-15 человек (в перечень бригад входят тороко-абдоминальные, хирургические, реанимационно-анестезиологические, нейрохирургические, токсико-терапевтические, радиолого-терапевтические, психоневрологические и др.). Готовность бригад специализированной помощи – 2 часа в нерабочее и ночное время и 1 час в дневное.
Вспомогательные ЛПУ (второй очереди) помимо этих бригад согласно заданию на ЧС формируют подвижные бригады экстренной медицинской помощи. Их основное назначение – усиление, при необходимости, службы скорой медицинской помощи в зоне аварии, а при завершении этой работы – усиление ЛПУ, ведущих прием пораженных.
Численность и состав подвижных бригад строго не регламентированы. Как правило, в них входят 1-2 врача и 2-3 специалиста из числа среднего медицинского персонала. Бригады обеспечиваются санитарным транспортом формирующих их лечебных учреждений.
На базе областной клинической больницы развернут центр детоксикации (ЦД), который является единственным клиническим отделением, предназначенным для оказания специализированной медицинской помощи больным токсикологического профиля, а также методическим центром по организации лечения и реабилитации пораженных СДЯВ при промышленных авариях.
На случай возникновения чрезвычайных ситуаций на базе областной клинической больницы предусмотрено развертывание токсикологического стационара на 300 коек. Для работы в начальный период ликвидации медицинских последствий аварий создан запас медицинского имущества на трое суток.
Помимо ЛПУ г. Томска и его промышленной зоны в состав сил и средств службы медицины катастроф входят также медико-санитарные части крупных промышленных предприятий. Предприятия химической промышленности своих медико-санитарных частей не имеют. Нефтехимический комбинат имеет поликлинику на 100 посещений в день, организовано круглосуточное дежурство фельдшеров (1 на объекте и 1 в поликлинике). На случай ЧС предусмотрено развертывание 100 коек токсико-терапевтического профиля.
Медицинская служба на промышленных объектах представлена санитарными дружинами и санитарными постами. В настоящее время в связи с новыми экономическими условиями, сокращением штатов предприятий, как показали проведенные исследования, в подготовке и содержании невоенизированных формирований объектов имеются значительные трудности.
В состав сил и средств территориальной службы медицины катастроф может быть включено медицинское мобильное полевое формирование типа медицинского отряда специального назначения, развертываемого Военно-медицинским институтом с привлечением его клинической базы. Его работа по приему пораженных, в том числе из очагов химических аварий, неоднократно апробировалась во время тактико-специальных учений.
Запасы медицинского имущества для формирований и учреждений СМК созданы по номенклатуре, утвержденной приказом МЗ РФ. Согласно этой номенклатуре сформированы укладки для бригад скорой медицинской помощи и других формирований.
В аптеках ЛПУ содержится неснижаемый запас лекарственных средств для обеспечения штатной коечной емкости. На центральном аптечном складе заложен неснижаемый запас медицинского имущества по утвержденной номенклатуре. Имущество предназначено для отпуска ЛПУ и формированиям СМК в период ликвидации медицинских последствий аварий и катастроф. Кроме того, предусмотрено использование, при необходимости, запасов баз спецмедснабжения и неприкосновенных запасов (НЗ) при центральных районных больницах. На случай крупномасштабных аварий и катастроф, сопровождающихся большими санитарными потерями, запланировано получение дополнительного имущества из регионального центра СМК.
Таким образом, запасы медицинского имущества, предназначенные для ликвидации медицинских последствий ЧС, эшелонируются (хранятся):
для врачебных бригад – в лечебных учреждениях-формирователях;
для головных и вспомогательных ЛПУ - в аптеках этих учреждений;
для возмещения израсходованного имущества и дополнительного снабжения формирований и учреждений СМК в ходе ликвидации медицинских последствий ЧС – в аптечных учреждениях;
для наращивания усилий по медицинскому снабжению в ходе крупномасштабных аварий – на складах баз спецмедснабжения, НЗ при ЦРБ, а также складах областного и регионального центра СМК.
Медицинское обеспечение в чрезвычайных ситуациях предполагает проведение ряда мероприятий подготовительного периода: планирование, организацию подготовки учреждений здравоохранения, медицинских формирований, специальную подготовку персонала, снабжение медицинским имуществом и др.
ЦМК подготавливает и доводит до исполнителей через межведомственную комиссию при администрации города плановые задания для каждого учреждения здравоохранения, участвующего в ликвидации последствий аварий, где указываются задачи, которые ставятся перед данным объектом, транспортное обеспечение мероприятий, медицинское снабжение, средства усиления и другие вопросы.
На основании заданий, разработанных ЦМК и «Плана медико-санитарного обеспечения населения при ЧС», руководством объектов здравоохранения созданы нештатные медицинские формирования и спланированы мероприятия, которые ложатся в основу содержания работы учреждений в условиях чрезвычайных ситуаций. Приказами главных врачей больниц сформированы группы управления для разработки «Плана действий объекта здравоохранения (лечебно-профилактического учреждения) в чрезвычайной ситуации», а также его реализации.
Основу данных документов составляет решение, которое отрабатывается текстуально; к нему прилагаются необходимые таблицы, расчеты, схемы и т.д. Решение носит краткий характер и отражает основные вопросы по организации мероприятий, обеспечивающих выполнение заданий, возложенных на учреждение.
Особое место в планах занимают расчеты перепрофилизации отделений для массового приема пораженных. При планировании приема пораженных СДЯВ перепрофилизации подлежат в основном отделения терапевтического профиля. В расчете на создание медицинских формирований показываются те бригады, которые определены лечебному учреждению заданием.
Планы действий объектов здравоохранения в условиях ЧС мирного времени отрабатываются в трех экземплярах: первый находится у начальника (главного врача), второй (рабочий) – у заместителя начальника (заместителя главного врача), третий – в областном ЦМК.
Создание системы планирования по рассмотренной схеме призвано обеспечить принятие наиболее обоснованных решений, рациональное использование имеющихся сил и средств, оказание своевременной медицинской помощи населению.
В процессе своего становления областная СМК прошла несколько этапов и в настоящее время находится в стадии совершенствования в соответствии с требованиями «Положения о Всероссийской службе медицины катастроф». Возможности службы по ликвидации медицинских последствий химических аварий вытекают из рассмотренной организации, существующих штатов и способности учреждений (формирований), входящих в ее состав, по осуществлению лечебно-эвакуационных мероприятий в прогнозируемых очагах химических аварий.