Уральский государственный университет физической культуры
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (17 мб)
Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед вузами и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу и оптимизировать эти воздействия.
В настоящее время аспекты экологического образования и воспитания применяются довольно широко. С недавнего времени проблема экологического образования подрастающего поколения находится в центре внимания ученых, педагогических коллективов и всей общественности. В связи с эти экологическое образование учащейся молодежи осуществляется нами с использованием активных методов обучения и воспитания. Систематические основы активного обучения были заложены на рубеже 70-х годов ХХ века в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению (Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь).
Большую роль в становлении и развитии методов активного обучения сыграли работы Ю.С. Арутюнова, Н.В. Борисовой, А.А. Вербицкого, С.А. Габрусевича, Д.Н. Кавтарадзе, В.Я. Платова, А.М. Смолкина и др.
Существуют разные подходы к классификации активных методов. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности.
Некоторые авторы [2] делят активные методы обучения на три группы: индивидуальные, групповые и фронтальные.
Индивидуальные методы обучения являются активными по характеру действий, выполняемых обучающимся: он самостоятельно управляет процессом присвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, разделяет ее на блоки, распределяет в определенной последовательности, продвигаясь при этом в удобном ему режиме.
Групповые методы обучения в наибольшей степени соответствуют понятию «интерактивности», т.к. состоят из обмена сообщениями, в результате которых продуцируется новая учебная информация. Эта информация может быть как объективно новой, т.е. созданной впервые, так и субъективно новой, то есть неизвестной ранее учащимся, но известной преподавателю.
Фронтальные активные методы обучения т.е. такие, которые направлены на работу со всей аудиторией, требуют синхронизации действий преподавателя и студента для достижения конкретной учебной цели.
Особое место в системе экологического образования отводится максимальному использованию педагогических средств для повышения уровня экологических знаний, экологических умений и формирования экологически значимых качеств личности (экологической ответственности) обучающихся в условиях сложившейся экологической ситуации в мире, стране и регионе. Теоретическое осмысление и анализ роли игровой деятельности в обучении, описываемых в ряде исследований (Б.М. Бим-Бад, В.Г. Бочарова, А.А. Вербицкий, А.В. Петровский, И.И.Фришман, Д.Б. Эльконин и др.), приводят нас к заключению, что игровые имитационные активные методы являются наиболее действенными в учебном процессе.
Игра обладает многосторонним воздействием на личность: обучающим, воспитательным, развивающим (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, С.А. Шмаков и др.); игра приближает обучение к жизни за счет создания имитирующих реальность ситуаций (В.В. Сериков).
Собственным теоретико-экспериментальным исследованием доказано, что использованные нами ролевые, ассоциативные, коммуникативные и деловые игры обеспечивают вовлечение обучающихся в систему «человек - общество - природа»; знакомят с причинами возникновения экологического кризиса и возможностями восстановления нарушенного равновесия в системе; способствуют развитию экологической грамотности, экологического мышления, экологического сознания и экологической ответственности. В игре в наибольшей степени студент психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные социальные роли в зависимости от профессии и должности; овладевает приемами общения.
Ассоциативные игры позволяют актуализировать мотивы значимости экологических знаний о состоянии окружающей среды; развивать личностный потенциал ученика, его эмпатийные способности; формировать культурно-ценностные, социальные установки, чувство общности, включенности в мир отношений с природой как важнейшим фактором среды; помогают пополнять духовно - нравственный опыт студента.
Ролевые игры позволяют предоставить обучающемуся возможность попробовать выразить себя в различных социальных ролях; стимулировать разностороннее проявление личности в различных экологических ситуациях; активизировать интерес к адекватной оценке состояния своей готовности к выполнению социально - ценностных функций; формируют умение анализировать действия в природе как свои, так и других членов общества; развивают способность к адекватной деятельности в предстоящих социально-экологических ситуациях, направленность на достижение результатов в социальной деятельности.
Коммуникативные игры позволяют развивать коммуникативные свойства, формировать экологически грамотную речь, навыки социального общения; воспитывать уверенную ориентировку в различных экологических ситуациях.
Деятельностные игры позволяют осознавать значимость природы в жизни человека, повышать степень сознательного участия в экологически значимой деятельности; развивать способность к самостоятельному формированию социальных умений на базе приобретенных ими теоретических и практических экологических знаний, потребность в достижении успеха, стремление к самовыражению; создавать ситуации, способствующие усвоению социально-экологического опыта, наполненного духовно-нравственным содержанием [1].
Экспериментальная работа показала, что применение активных методов обучения и воспитания обеспечивает большую прочность экологических знаний и экологических умений, и как следствие, более высокий уровень экологического образования студентов.
Список литературы:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для пед. вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2001. – 383с.
2. Психолого-педагогический словарь / под ред. В.А. Мижерикова. – Ростов/Д.: Феникс, 1998. – 540с.
|