ОЦЕНКА ЗАВИСИМОСТИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ АВТОТРАНСПОРТНОЙ НАГРУЗКИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
Автор Добрынина И.В., Куролап С.А.
14.07.2009 г.
Воронежский государственный университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Одним из основных источников загрязнения атмосферы города Воронежа является автотранспорт, удельный вклад которого в загрязнение воздушного бассейна города достигает около 83 % и продолжает нарастать. Суммарный объем выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от автотранспорта возрос за последние 5 лет на 20%.
Крупные автомагистрали, пролегая через плотно-заселенные микрорайоны, в большинстве случаев не только не соответствуют современным нормативам транспортной инфраструктуры в городах, но не в состоянии обеспечить достаточную пропускную способность, надежную защиту населения, проживающего вблизи крупных автомагистралей, от выхлопных газов и шума. Положение в последние годы особенно обострилось в связи с огромным числом личного автотранспорта и маршрутных такси (табл.1). Снижается и качество технического обслуживания автотранспорта. Так, по результатам государственного технического осмотра около 16% транспортных средств в г. Воронеже в 2003 году признано несоответствующими действующим требованиям по выбросам токсических веществ.
Таблица 1
Динамика численности автомобилей в городе за период 2001-2005 гг. (по данным
Обл. ГИБДД).
Годы
Легковые
Грузовые
Автобусы
2001
426975
68574
8543
2002
427772
67449
9238
2003
428468
66325
9933
2004
448435
76984
10381
2005
445300
73404
10065
Нами проведены исследования по оценке интенсивности автомобильного потока в различные часы суток в 12 контрольных точках на территории г. Воронежа. Наибольшее движение транспорта отмечено по ул. Ворошилова (около 2423 автомобилей в час), по Ленинскому проспекту (2278 автомобилей в час) и по ул. Космонавтов (2035 автомобилей в час). Оценка результатов определения среднегодовых концентраций загрязняющих веществ атмосферного воздуха г. Воронежа свидетельствует о превышении гигиенических нормативов за среднемноголетний период (10 лет): формальдегида – в 2,2 раза, стирола – 1,62 раза, взвешенных веществ - в 1,32 раза, фенола – в 1,2 раза. В то же время в городе существуют «условно-чистые зоны». К ним следует отнести Северный внепромышленный жилой микрорайон и «зеленую зону» - микрорайон «Березовая роща – СХИ».
Для оценки зависимости заболеваемости детского населения от автотранспортной нагрузки на городскую среду нами проведено обследование жилых микрорайонов, примыкающих к одной из наиболее транспортно-загруженных автомагистралей города – Ленинскому проспекту, расположенному в левобережном секторе города (участок от ост. Остужева до ост. П. Осипенко протяженностью около 4 км). Проведена оценка заболеваемости более 5000 детей, проживающих вдоль автомагистрали. Для контроля проведено сравнение полученных данных с заболеваемостью детей п. Репное (500 детей, проживающих в условно-чистой зоне). Анализ здоровья детей проведен по данным из дневников участковых врачей за период 2001-2005 гг. по общей заболеваемости, инфекционным, глазным заболеваниям, болезням крови (в частности, анемии), заболеваниям органов дыхания (пневмония, бронхиальная астма, фарингит, синусит, аллергии, ринит, хронический тонзиллит и бронхит, болезни миндалин и аденоидов).
Установлено, что заболеваемость детей, проживающих в зоне воздействия Ленинского проспекта, значительно выше, чем у детей, проживающих в п.Репное. Так, общая заболеваемость детей промышленно-транспортного района - в 9 раз выше, чем в пригородной зоне. На участке от ост. Остужева до ост. Димитрова заболеваемость детей бронхиальной астмой особенно высока. При сравнении c данными по районам – зонам обслуживания поликлиник №5 и 9 выяснилось, что вблизи автомагистралей общая заболеваемость в среднем за пять лет достоверно выше, чем в среднем по району (заболеваемость в среднем в Железнодорожном районе – 1120, а на исследуемом участке от ост. Остужева до ост. Димитрова – 1177; в Левобережном районе – 1073,5, когда как на исследуемом участке от ост. Димитрова до сост. П.Осипенко – 1129,8).
Наличие территориальных различий между уровнями заболеваемости детского населения по данным участкам послужило предпосылкой доказательства причинно-следственных связей между ними и заболеваемостью населения и уровнями загрязнения атмосферы различными химическими веществами (CO, свинец, пыль, фенол). Это потребовало применения математических методов корреляционно-регрессионного анализа. В результате выявлены достоверные показатели зависимости: коэффициент корреляции между заболеваемостью и загрязнением воздуха оксидом углерода (II) – r=0,69, пылью – r=0,70, свинцом – r=0,87. Множественный коэффициент регрессии воздействия всех загрязнителей атмосферы на детскую заболеваемость равен 0,90 (оценивалось по суммарному индексу загрязнения). Таким образом, в результате оценки состояния окружающей среды и здоровья населения по данным мониторинговых наблюдений выявлены территории риска и приоритетные классы болезней, обусловленные загрязнением атмосферы близ автомагистралей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Негробов О.П. Экологические основы оптимизации и управления городской среды/ О.П. Негробов, Д.М. Жуков, Н.В. Фирсова.- Воронеж: ВГУ, 2000.- 272 с.
2. Куролап С.А. Оценка риска для здоровья населения при техногенном загрязнении городской среды / С.А. Куролап, Н.П. Мамчик, О.В. Клепиков. – Воронеж: ВГУ,2006. – 220с.
3. Эколого-гигиенические основы мониторинга и охраны городской среды / Н.П. Мамчик, С.А. Курола
Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99