ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
|
|
|
|
Автор Шемякина Т.А.
|
|
02.07.2009 г. |
|
Сибирский государственный медицинский университет (г.Томск) Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника В последние годы психология пациента привлекает все большее внимание педиатров. Психологические исследования касаются в основном детей школьного возраста. Нами исследован психологический статус у 80 детей больных бронхиальной астмой и у 50 здоровых детей в возрасте от 3 до 7 лет. В силу возрастных особенностей детей дошкольного возраста способами психологической диагностики были: беседа с ребенком и его родителями, наблюдение за поведением ребенка, проективные методы. На первый взгляд дети дошкольного возраста, страдающие бронхиальной астмой, по нервно-психическому развитию мало отличались от здоровых детей. Однако при ближайшем рассмотрении выявлялось ослабление нервно-психических ресурсов у 2/3 обследованных: повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, капризность, обидчивость, расстройство сна. Частота этих нарушений значительно превышала показатели у здоровых детей (p< 0,05) и увеличивалась с возрастом. Нервные тики у детей с бронхиальной астмой встречались в три раза чаще, чем у детей контрольной группы (p<0,05). В половине семей детей с бронхиальной астмой выявлялась эмоциональная неудовлетворенность родителей ребенком. Наблюдение за детьми показало отсутствие достаточной самостоятельности у половины больных детей из-за чрезмерной опеки и тотального предохранения со стороны взрослых. В 2/3 случаев родители ограничивали физическую и эмоциональную активность больного ребенка. На отсутствие внимания большинство детей дошкольного возраста реагировало обидой, капризами, что не способствовало устойчивости взаимоотношений со сверстниками. В связи с частыми обострениями болезни , дети с бронхиальной астмой часто пропускали детский сад (58,2 %), или не посещали его вообще (34,2 %). Таким образом, исследования показали, что уже в дошкольном возрасте дети, страдающие бронхиальной астмой, имеют нервно – психические отклонения, которые затрудняют их социальную адаптацию. Это указывает на необходимость психокоррекционной работы с пациентом и его семьей.
|
|
Последнее обновление ( 13.07.2009 г. )
|