Братский государственный университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (17 мб)
Охрана и укрепление здоровья студенческой молодежи – важнейшая медико-социальная проблема. На формирование уровня здоровья населения различных территорий оказывает влияние целый комплекс факторов: социальные, географические, экологические и другие.
На территории Братского промышленного узла, в котором размещены крупнейшие заводы по первичной переработке сырья, производству тепловой и электрической энергии и строительных материалов, а также предприятия машиностроения. Комплекс вредных химических веществ, поступающих в неё от промышленных предприятий, обладает широким спектром биологических эффектов. Известно, что сердечно-сосудистая система (ССС) является индикатором адаптационно-приспособительных реакций организма и весьма чутко реагирует на воздействие эндогенных и экзогенных факторов.
Целью данной работы является изучение функциональных возможностей кардиореспираторной системы и особенностей вегетативной регуляции ритма сердца студентов Братского Государственного Университета.
Проведено обследование студентов, проживающих в г. Братске постоянно и прибывших из населенных пунктов северной части Восточной Сибири с учетом климатогеографических, экологических факторов при проведении сравнения показателей здоровья. Обследованы 67 студентов в возрасте 17-19 лет (из них 37 –юношей и 30 – девушек).
Средние показатели артериального давления у студентов составили систолическое АД: 107,7– у девушек и 115,9 мм.рт.ст. – у юношей, диастолическое: 72,7 и 70,7 мм.рт.ст., соответственно. Указанные величины соответствует возрастным нормам, однако в 5% случаев отмечено повышенное АД, которое при стойком выявлении может расцениваться как пограничная артериальная гипертензия.
Частота сердечных сокращений в группе юношей -70,7, у девушек – 72,2 удара в минуту. Частота дыхательных движений в изучаемых группах практически не различается (18,6 и 18,7). Средние показатели не отличаются от среднестатистической нормы.
Более информативной является оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. В качестве физической нагрузки использовали приседания (30 раз в течение 1 минуты).
Анализ результатов исследования показал: у 53,3±9,1% девушек и у 47,2±8,3% юношей наблюдалась нормотоническая реакция на физическую нагрузку, различия статистически не достоверны. Гипертонический тип реакции выявлен у 26,6% девушек и у 33,3% юношей, такой тип реакции связывают с явлениями переутомления, он может быть признаком предгипертонического состояния, но может наблюдаться и у вполне здоровых подростков. Причиной гипертонической реакции является увеличение гемодинамического удара, пропорционального кинетической энергии, с которой кровь выбрасывается из сердца в сосуды. Гипотонический тип реакции, характеризующийся незначительным повышением САД, выявлен у 6,6% девушек и у 2,8% юношей. Кроме этого, у 10,0% обследованных девушек и у 8,3% юношей отмечались ступенчатая и астеническая типы реакций на физическую нагрузку, которые рассматриваются как неблагоприятные. Среди обследованных обнаружено 8,3% юношей и 3,3% девушек с нормотонической реакцией на физическую нагрузку на фоне артериальной гипертензии.
Для оценки регуляторных систем организма в настоящее время достаточно широко используется анализ вариабельности ритма сердца (ВРС).
Проведена оценка кардиоритмограмм, для анализа ВРС использованы кардиограммы студентов, имеющих синусовый ритм, количество артефактов и эктопических сокращений не превышало 10% от числа сердечных сокращений.
Учитывая показатели вариабельности ритма сердца, только у 50% студентов нейро-гуморальная регуляция обеспечивает достаточные адаптационные возможности организма. У 7,5% состояние характеризуется истощением регуляторных механизмов.
Выявленные изменения показателей здоровья позволяют рекомендовать на индивидуальном уровне реабилитационные мероприятия, базирующиеся на принципах здорового образа жизни, сочетания режимов труда и отдыха, рационального сбалансированного питания, регулярной дозированной физической нагрузки.
|