Государственный нефтяной институт, Татарстан, г. Альметьевск
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
В условиях обострения экологических проблем, вызванных непродуманной в мировом и региональном масштабах деятельности «Homo sapiens», биогеохимические механизмы биосферы начинают давать сбои. Не затрагивая экологические темы глобального характера, остановимся на вопросах взаимоотношения человека и окружающей его природной среды, значительная часть которых находится в социальной плоскости. Известно, что истоки практически любой экологической проблемы определяются не только тем, как люди воздействуют на природу, но и тем, как они взаимодействуют друг с другом. Социальный аспект экологической проблемы зависит от экологического сознания, без которого невозможно решить первую - основную часть проблемы. Экологическое сознание может формироваться различными путями: экономическими, политическими, а также через образовательную систему.
Экологические дисциплины введены в учебные планы учебных заведений сравнительно недавно и это событие, несомненно, является требованием современности, в особенности это касается нефтегазодобывающих субъектов Российской Федерации. Юго-восточная часть Республики Татарстан относится к регионам где, начиная с 1953 года, ведется интенсивная добыча нефти. Если экологические вопросы и стоят не так злободневно как десять лет назад, тем не менее, они есть и ждут своего решения.
Социологический опрос, проведенный среди студентов Альметьевского государственного нефтяного института в течение последних трех лет, показал, что количество студентов, изучавших раньше экологию в школе, неуклонно возрастает: с 10% в 2001 году, до 34% в 2002 году и 65% в 2003 году. Этому отрадному факту способствует, прежде всего, программа непрерывного экологического образования, действующая в образовательных учреждениях г. Альметьевска в единой цепи по звеньям: детский сад; школа.
Вопросы, заданные респондентам, первоначально позволили выяснить: мнение об отношении их к санитарному состоянию подъездов, городских улиц, экологической обстановке в городе; отношение к привлечению к молодежным акциям по очистке города и т.д. По сравнению с прошлыми годами практически неизменным, осталась доля молодежи (примерно 90 %), у которых вызывает дискомфорт мусор в подъездах и улицах, и число респондентов, относящихся ответственно к преподаваемой дисциплине экологии (порядка 50 %). Более критично стали, относиться молодые люди по отношению к себе – на вопрос: «Считаете ли Вы, что надо начать с себя, чтобы очистить город от мусора?», число утвердительно ответивших возросло в 2001 году с 57%, до 68% в 2002 году и достигло 73% в 2003 году.
Введение в курс экологии, преподаваемой в АГНИ, региональной компоненты, позволяющей студентам овладевать экологическими знаниями на основе изучения видов и масштабов воздействия промышленности на экологическую обстановку в регионе, способствует формированию в них устойчивой гражданской позиции. При преподавании курса экологии в рамках государственного стандарта образования студенты вместе с преподавателями посещают промышленные предприятия, известные в городе по своей природоохранной деятельности, знакомятся с планами экологического фонда и мероприятиями, которые фонд финансирует. В лабораториях ОАО «Татнефть» студенты знакомятся с методами и приборами для определения концентраций загрязняющих веществ в атмосфере, воде и почве.
Экологическое образование и воспитание находятся в тесной взаимосвязи с гражданственностью, и социальное в человеке является фактором, преобразующим и собственную природу, и окружающую его природную среду. Гармонично развитый специалист, несомненно, должен быть экологически образованным человеком, принимающим правильные решения, как в социальной, так и в технической сфере.