УДК 378
Горно-Алтайский государственный университет
Любая работа требует творческого подхода. Педагогическая деятельность отличается тем, что она творчески многогранна, так как направлена на обучение, воспитание и развитие человека. Следовательно, педагогическое мастерство и творчество – непременное условие учебного процесса, первейшая необходимость в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.
• Творчество педагога начинается с того момента, когда в душе и воображении его появляется знаменитое станиславское «Если бы!». Оно захватывает всего обучающего: его мысли и деяния. В результате творческое мышление начинает работать неординарно и в направлении поставленной цели.
• Педагогическое творчество, как и любое творчество, требует предвидения и предвосхищения предстоящего действия и его результата.
• Только стремление к новому, прогрессивному рождает творчество преподавателя.
• Благодаря творчеству обыкновенный преподаватель становится необыкновенным.
• Там, где творчество преподавателя, там и новации и совершенствование в мастерстве и профессионализме.
• Право на свой голос в педагогике даётся творчеством, и только творчеством.
• Иной молодой преподаватель способен продемонстрировать такой мастер-класс, что умудрённому опытом коллеге ничего не остаётся, как снять перед ним шляпу и сказать: «Bellissime! Прекрасно!». Ах, как это слово нравится педагогам и студентам!
• Творчество требует энтузиазма и радости в самой работе. Если не вкладывать в работу душу, то откуда взяться мастерству и творчеству преподавателя?
• Чем шире диапазон личности педагога, тем богаче и ярче его творчество и талант.
• Творческие способности некоторых педагогов, особенно физиков и математиков, «не имеют границ». У них доминирует масштабное мышление. У врачей же особое мышление – клиническое, основанное на диалектической логике. Оно направленное на профилактику и лечение заболеваний.
• Творческое мышление – составная часть интеллекта того, кто учит и воспитывает.
• Талантливый педагог отмечен печатью творческой оригинальности, чем и отличается от других коллег.
• Педагогическое творчество это всегда сотворчество. Это мир педагогической науки и практики в новой плоскости.
• Творчество, талант и опыт педагога – лучшее учебное пособие для учеников.
• Ум, Воля, Чувство – золотая триада творчества педагога.
• Ум и энтузиазм – вот главное богатство преподавателя. Они позволяют открывать новые страницы педагогики.
• Ум – имя существительное для каждого. Но мало им обладать, его нужно ещё постоянно развивать и совершенствовать путём постоянных интеллектуальных нагрузок.
• Сотворчество – непременное условие эффективности педагогического процесса. Творческий диалог преподавателя со студентами во время лекций и занятий, на практике иногда рождает такие новации, которых в монологе никогда не достигнуть.
• Студенты способны блеснуть такими оригинальностями, о которых их учитель и не думал. Студенты – умнейшие люди, поэтому у них всегда есть чему поучиться даже самому опытному преподавателю.
• Только творчество преподавателя рождает творчество студента.
• Учитель может увлечь учеников только личным примером. Об этом не раз говорил и писал Ян Амос Коменский.
• В рациональном учебном процессе творческое «Я» преподавателя трансформируется в совместное студенческое – «Мы».
• Преподаватель, не создавший атмосферу сотворчества, работает в «гордом» одиночестве, без «ансамблевости» педагогической деятельности.
• Преподаватель без энтузиазма и творческой романтики – это птица с одним крылом, которой не суждено подняться к педагогическим высотам.
• Где нет любви к преподаванию и к ученикам, там нет ни мастерства, ни творчества.
• Педагогическое творчество и педагогическое общение – константы обучения и воспитания в любой школе. Они нераздельны.
• Подлинная личность педагога раскрывается в творческом диалоге со своими учениками.
• В общении люди реализуют свою человечность, свою индивидуальность и неповторимость, то есть живут. Эти мудрые мысли высказаны выдающимся педагогом Ш.А. Амонашвили.
• Для того чтобы овладеть педагогической техникой, нужно овладеть психологией общения.
• Если преподаватель получает удовольствие оттого, что делает, то это непременно приведёт его к педагогическому мастерству, в котором обязательно присутствует творчество.
• Педагогическое призвание отнимает всё, не оставляя времени ни на что.
• Истинное педагогическое творчество не знает ни выходных, ни праздников, ни даже отпусков.
• Педагогическая деятельность ревнива: она требует, чтобы человек принадлежал ей, и только ей.
• Талант педагога от Бога – это работа каждый день и всю жизнь.
• Педагогическое призвание отнимает всё, не оставляя времени ни на что.
• Творчество есть полная сосредоточенность всей духовной и физической природы педагога. Оно охватывает все органы чувств.
• Все дороги имеют конец, педагогическое творчество не знает границ: оно безбрежно и бесконечно.
• Способность к творчеству надо развивать постоянной работой над собой.
• Профессиональное credo (убеждение) педагога – отдавать, как можно больше.
• Преподаватель, отдающий педагогической деятельности пыл своей души, становится неотразимым.
• Совпадение профессии и призвания – это идеал, к которому стремятся многие.
• Лучше всего, когда преподаёшь то, что любишь и то, на что способен.
• Когда человек делает то, что любит, стремится создать новое, то свет звезды его творчества разгорается всё ярче.
• Для преподавателя-энтузиаста труд всегда в радость. Педагог такого типа не знает ни начала, ни конца своего рабочего дня.
• Творческий преподаватель учит своих учеников с вдохновением. Он не может иначе.
• Педагогическое вдохновение – тайна сия велика есть. Она – стремительный полёт слов на восхитительных крыльях новых мыслей, новых идей, нового творчества.
• А.С. Пушкин называл вдохновение расположением души к поэзии.
• Обращение педагога к поэтическому перу связано с великим вдохновением на фоне сильного творческого воображения.
• Каждый новый шаг в достижении педагогического мастерства служит источником вдохновения для творчества и энтузиазма.
• Не каждый преподаватель сможет подняться на вершину творчества, но, как хорошо известно, дорогу осилит идущий.
• У каждого преподавателя своя планка педагогических возможностей.
• Копирование опыта новаторов без своего творчества не даст желаемого результата, так как копии не суждено стать оригиналом.
• Каждый раз, когда мы учим или учимся чему-нибудь, что-то в нас меняется, и мы уже не таким, как были прежде.
• Настоящий преподаватель – личность экстравертная. Для него педагогическая коммуникация – прежде всего.
• Экстраверт – это человек, необыкновенно любящий процесс общения. Он – человек с открытой душой. Везёт студентам, если Бог послал им такого учителя.
• Преподаватель-интроверт – это такой человек, который предпочитает работу при минимуме общения. Для него компьютер и тесты важнее, чем студенты.
• Преподаватель-педант всегда лаконичен, точен, сдержан. Педант не терпит никаких поблажек и компромиссов. Но он же и чему-то научит.
• Для преподавателя нет ничего труднее и сложнее, чем работа над самим собой.
• Педагогический талант, он ведь или есть, или его нет. Для одних он – упорный труд, а для других – божий дар.
• Ум, Воля, Чувство – золотая триада педагога.
• Ум и энтузиазм – вот главное богатство преподавателя. Они позволяют открывать новые страницы педагогики.
• Ум – имя существительное для каждого. Но мало им обладать, его нужно ещё постоянно развивать и совершенствовать путём постоянных интеллектуальных нагрузок.
• Талант педагога – это особый подарок судьбы, который требует постоянной заботы о себе. Талант, как драгоценный камень, требует особой и постоянной шлифовки.
• Педагогический талант! За ним ведь великий и вдохновенный труд учителя, воспитателя и коллеги студентов. Именно так.
• Высшая школа, как и культура, питается талантами и энтузиастами. И чем их больше, тем лучше идёт обучение и воспитание.
• Педагогический талант всегда оригинален и неподражаем.
• У талантливого преподавателя широкий диапазон амплуа (ролей).
• Педагогические таланты притягиваются друг к другу, создавая новые идеи и начинания.
• Magister novus (преподаватель-новатор) – возмутитель спокойствия в коллективе коллег. Причина? – Нестандартное педагогическое мышление.
• Образ жизни новатора в педагогике – непрестанный поиск. Он одержим поиском оригинальных технологий, новаций, творческих начинаний.
• Искать новое в педагогике – ещё не значит найти. Только неординарная личность способна найти необыкновенное в обыкновенном, над которым ещё никто не задумывался.
• В педагогике традиционное и новое – всегда рядом.
• Постигая педагогическое новое, не упускайте из виду бесценное старое.
• Magister novus semper in motu, semper viam. Учитель-новатор всегда в движении, всегда в пути.
• Педагог-новатор – это профессионал, который сделал то, что коллеги только собирались делать.
• Педагоги-новаторы – мудрые профессионалы, мастера своего дела. Они всегда рады делиться опытом с начинающими коллегами.
• Новые идеи в педагогике, как и вежде, никогда не остаются без внимания завистников.
• За успехи и достижения в педагогической деятельности нередко приходится платить – не деньгами, конечно, а нервами.
• Коллеги не прощают успеха рядом без их участия: generator et perpetuum mobile idearum (генератор и вечный двигатель идей) раздражает статику.
• Талант не переносим посредственностью, которая не терпит превосходства над собой.
• Клинические признаки посредственности – много слов и мало дела.
• Посредственность использует время нерационально, талант же делает всё, не считаясь со временем.
• Таланты всегда испытывают на себе огонь критики со стороны завистников.
• Положительное в зависти то, что она отдаёт дань «уважения» преимуществу и является стимулятором творчества. Чем больше критики, тем продуктивнее творчество. То, что нам мешает, ещё и помогает.
• Invidia gloriae comes est. Зависть – спутница успеха.
• Как полезно и поучительно замечать достоинства и не замечать недостатков!
• Люблю радоваться чужим успехам, чужим достижениям. Благодаря этому я заряжаюсь новыми идеями, новым творчеством.
• А ведь не все радуются чужим успехам, а лишь проявляют бесплодную зависть.
• Переживать успех других преподавателей – педагогическая мудрость.
• Счастлив человек, никому не завидующий. Понимающий, какой ценой даётся успех, особенно в педагогике.
• Magister verus invidet nemini. Настоящий учитель никому не завидует.
• Зависть – это надолго, а иногда создаёт барьер для нормального педагогического общения.
• Люди завидуют тем, кто много работает, кто не считается со временем.
• Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным мстят, – справедливо заметил гениальный Николо Паганини.
• Редко в каком педагогическом коллективе – одни Моцарты и нет Сальерей.
• Булат Окуджава справедливо заметил: «Давайте жить во всём, друг другу потакая, тем более, что жизнь короткая такая».
• Признавать чьё-то преимущество над собой и радоваться этому – трудно, но благородно. Радуясь чужим успехам, мы заряжаемся положительными эмоциями, рождающими новые идеи, новое творчество.
• Великие достижения появляются не без великих препятствий.
• Великие препятствия («брёвна в колёсах») – не тормоз, а мощный источник эмоциональной энергии для творчества.
• Препятствия – двигатель творчества. И чем они больше, тем результат выше. Они указывают выход из положения, мобилизуют и заставляют действовать в правильном направлении.
• Завистники – замечательное стимулирующее средство для творчества.
• Лучшее средство борьбы с завистью – творчество.
• Завистники научили меня многому, но я не могу называть их своими «учителями».
• Прощайте своих завистников, но не расслабляйтесь... Им просто надо помочь подняться в творчестве на ступеньку выше. И тогда ненадолго успокоятся…
• Делая добро коллегам, не думайте, что вам ответят тем же… Ничто не ново под педагогической луной.
• Дорогие коллеги! Спешите делать добро, не думая о благодарности.
• Collegae mementote; «Magister magistro amicus est». Коллеги помните: «Учитель учителю – друг».
• Помогая другим, мы поднимаемся вместе с ними на новую высоту.
• Талантливый педагог всегда располагает чем-то таким, что может пригодиться коллегам.
• Как приятно находиться в атмосфере педагогического искусства среди талантливых преподавателей!
• В хорошем педагогическом коллективе все учатся друг у друга и помогают друг другу. Это нормальное явление, которое должно быть непоколебимым.
• Когда хорошие педагоги встречаются, то их души, как драгоценные камни, шлифуются друг о друге. Идёт положительный духовный процесс, нравственное взаимообогащение.
• Преподаватели диаметрально разные дополняют друг друга, что во многом определяет успех коллектива. Кто-то лучше нас, мы лучше кого-то. Но относиться к этому лучше всего индифферентно.
• Замечательно, когда в коллективе сложилась и плодотворно действует атмосфера взаимопомощи и сотрудничества, здоровая конкуренция идей и мнений.
• Для того чтобы в коллективе была нормальная психологическая атмосфера, все должны помогать друг другу. Вот тогда все будут преуспевать в педагогическом мастерстве. Какие мудрые мысли по этому поводу высказывает Пауль Эренфест: «Я могу засвидетельствовать, что когда замечаю, что кто-то недостаточно подготовлен, но хочет расширить свои знания – я стараюсь любым способом помочь ему и нахожу в этом огромное удовлетворение.
• Для меня педагогическая работа – источник профессионального удовлетворения и радости оттого, что делюсь с коллегами и учениками знаниями, умениями, опытом.
• Без преемственности нет будущего не только в педагогике, но и в любом деле.
• Отличительная черта преподавателей-новаторов в том, что они никогда не стоят на месте. Они всегда в поиске, в готовности к неожиданностям и сюрпризам.
• Magister novus semper in motu. Учитель-новатор всегда впереди.
• Однажды был задан вопрос: «Уживутся ли в одной школе 40 таких, как Амонашвили, Волков, Шаталов и другие?».
Вот как на это отвечает Е.Н. Ильин: «Новаторы – народ неспокойный, заносчивый (ещё и в том смысле, что их всё время куда-нибудь заносит), каждый со своим «методом». Уживутся! Ибо не на мелких честолюбиях, а на духовной основе будут строить взаимоотношения. Своего коллегу тоже ведь надо и понять, и принять, а где-то и помочь ему. Когда не делаем этого, то и наша работа с учеником выглядит неубедительной, половинчатой, а сами мы не дорастаем, сколько бы и как бы хорошо ни работали, до своего главного предмета – Человека».
• Чтобы быть оригинальным, преподаватель должен идти своим, и только своим творческим путём.
• Преподавание в высшей школе требует профессионального отношения к делу.
• Талантливый преподаватель – это педагог, смело шагнувший за рамки своего предмета, за рамки программы и даже за рамки своей профессии.
• Талант – это счастливая комбинация многих творческих способностей человека в соединении с творческой волей.
• Дарования талантливых педагогов растекаются по многим руслам. Их духовная жажда утоляется из многих источников.
• Творческий педагог – это драгоценный сплав профессионального и личностного.
• Творческая личность в педагогике – это работа не только по долгу, но и по призванию, дарованному свыше.
• В педагогике нелегко быть непохожим на других.
• Педагогический талант копает глубоко даже там, где, казалось бы, всё уже вычерпано. И находит рациональные зёрна новаций.
• Педагогический талант – такая вещь, которая проявляется не сразу, а через многолетний опыт в обучении и воспитании.
• Находка нового в обучении и воспитании – показатель неординарного педагогического мышления преподавателя.
• Судьба каждой педагогической новации решается на презентации
• Генераторы идей в педагогике создают эксклюзивные гипотезы и тут же апробируют их в процессе обучения и воспитания.
• Замечательно, когда обучение является развивающим. Это имеет особое значение в преподавании клинических дисциплин.
• Дорога к вершинам педагогического искусства прямой и лёгкой не бывает. Это – аксиома.
• Путь к педагогическому мастерству и творчеству усыпан шипами, среди которых изредка попадаются розы.
• Педагогическое мастерство и творчество, как и характер, формируются всей жизнью. Это – трудная, долгая и беспрерывная работа.
• Педагогическое искусство – это то, к чему должен стремиться каждый преподаватель.
• Настоящее педагогическое искусство должно быть совершенным, как поэзия.
• Педагогический талант – это интеллектуальный сосуд, требующий периодического наполнения знаниями, умениями, опытом.
• Талант педагога от Бога – это работа каждый день и всю жизнь.
• Педагогическая мудрость приходит с годами¸ с сединой.
• В педагогике, чтобы стать мастером своего дела, надо видеть мечту и стремиться к ней, несмотря ни на что – во что бы то ни стало.
• Для того чтобы стать Педагогом с большой буквы, необязательно преподавать в Сорбонне, Кембридже, Москве или Гарварде. Главное – были бы студенты.
• Гениальный художник Васнецов как-то сказал: «Я хотел бы, чтобы моё искусство было свечой».
• Настоящий педагог живёт и работает по врачебному принципу: «Aliis inserviendo consumer». Светя другим, сгораю сам.
• Быть признанным великим педагогом при жизни – профессиональное счастье, за которым творческий труд Человека во имя человека.
Библиографический список
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.:, 1996.
2. Ильин Е.Н. Искусство общения. М:, 1982.
3. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М.:, 1988.
4. Коменский Я.А. Сочинения. М.:, 1997.
5. Мирон Н.И. Педагогические афоризмы о студентах и преподавателях //Актуальные проблемы ветеринарии: материалы Международной научной конференции. Барнаул, 1995.
6. Мирон Н.И. Афоризмы о педагогике и хирургии // Кан-Алтай. 1998. № 1.
7. Мирон Н.И. Педагогические афоризмы о высшей школе //Актуальные проблемы ветеринарного образования: материалы научно-практической конференции. Барнаул, 1998.
8. Мирон Н.И. Лаконично о школе, абитуриентах и студентах // Наука, культура, образование. 2004. № 15/16.
9. Мирон Н.И. Педагогические афоризмы о студентах //Современный мир, природа и человек: сб. научных трудов. Вып. 1. № 3. Томск, 2009.
10. Мирон Н.И. Могущество знания //Современный мир, природа и человек: сб. научных трудов. Том 1. № 2. Томск, 2009.
11. Мирон Н.И. Афоризмы об образовании //Фундаментальные науки и практика: сб. научных трудов 1-й Международной телеконференции «Фундаментальные медико-биологические науки и практическое здравоохранение. Томск¸ 2010.
12. Мирон Н.И. Из афоризмов Н.И. Мирона //Юбилейная научно-практическая конференция «К 50-летию факультета ветеринарной медицины АГАУ, 100-летию со дня рождения д.б.н., профессора И.С. Ржаницыной». Барнаул, 2012.
13. Мирон Н.И. Педагогические афоризмы профессора Н.И. Мирона //Актуальные проблемы современной науки: сб. научных трудов. Том I. № 3. Томск, 2012.
14. Мирон Н.И. Золотые педагогические афоризмы //Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1.
15. Мирон Н.И. Из опыта преподавания ветеринарной хирургии //Мир науки, культуры. 2013. № 3.
16. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве /К.С. Станиславский. М.: ВАГРИУС, 2000.
17. Станиславский К.С. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. СПб:, 2008.
|