УДК 378
Горно-Алтайский государственный университет
Во время обучения в высшей школе студенты два раза в год, в конце каждого семестра, сдают экзамены. И оттого, как будет сдана экзаменационная сессия, во многом зависит – быть или не быть стипендии. Поэтому каждый студент старается вовремя и как можно лучше сдать экзамены, чтобы на высшем уровне провести каникулы.
Подготовка к экзамену
• Экзаменационная сессия – это страдная пора в высшей школе, во время которой студенты и преподаватели пожинают плоды совместной творческой деятельности.
• Для одних студентов экзаменационная сессия – праздник, для других – трудное преодоление.
• Совет студентам, ориентирующимся на сдачу экзаменационной сессии, что называется, «штурмом»: лучше учить чаще и понемногу, чем реже и помногу...
• Scientiae studii fructus aurei sunt. Знания – золотые плоды учения.
• Nulla dies sine scientiarum. Ни дня без знаний.
• Каждый студент, как умеет и volens-nolens (волей-неволей) готовится к экзаменам.
• Наблюдение старого профессора: некоторые студенты ещё задолго до экзамена здороваются с будущим экзаменатором почему-то по-японски, а после сдачи, как обычно...
• Рекордсмены по пропускам лекций и занятий по-своему настраиваются на успешную сдачу экзаменов. Обладая феноменальной памятью и завидным спокойствием, они в предельно сжатые сроки успевают подготовиться и всё сдать наравне со всеми.
• Studens! Si vis victoriam, bene examinem parat. Студент! Хочешь победить, хорошо готовься к экзамену.
• Шахматист, какой бы ход ни делал, думает о победе. Так и студенту: надо думать об экзамене.
• Веря в свою победу на экзаменах, студенты берутся за подготовку к ним со всей решительностью.
• Положительная психологическая настроенность студента на сдачу экзамена – залог успеха.
• Если твёрдо верить в удачу на экзамене, – она вам обязательно улыбнётся!
• Bene sit tibi! Удачи тебе! – Традиционное пожелание студентов друг другу перед экзаменом.
Сдача экзамена
• Экзамен – это дуэль умов, определяющая победителя и «побеждённого». Tertium non datur. Третьего не дано.
• Приём экзамена – это искусство педагогического диалога в ореоле психологии.
• Умение правильно принимать экзамен – педагогический талант в действии.
• На экзамене удел студента – говорить, удел экзаменатора – слушать.
• Об ответе на экзамене: С чего-то ведь надо начинать.
• Студенты-старшекурсники, как правило, начинают ответ на билет amino deliberato (хорошенько подумав).
• Успех на экзамене зависит не только от объёма (багажа) знаний, но и от умения отвечать вопросы, логично и убедительно излагать свои мысли.
• Examen habit deliberationem. Экзамен требует размышления.
• Каждое произнесённое слово студента на экзамене есть ответ.
• На экзамене даже слабый ответ – лучше любого молчания.
• Silentium in examinem non est aurum. Молчание на экзамене – не золото.
• Молчание вообще-то похвально, но разве с его помощью сдашь экзамен?
• Во время ответа убедите экзаменатора в том, что вы обладаете знаниями.
• Правильный ответ студента на экзамене – бальзам для души экзаменатора.
• Как приятно, когда мысли студента и экзаменатора совпадают!
О чудесах на экзамене
• Студенты – великие и неисправимые романтики всех времён и народов. Они умны, находчивы и потрясающе хитры… на экзаменах.
• Экзаменационная сессия – череда невероятных, непредвиденных и непредсказуемых сюрпризов, не имеющих тенденции к уменьшению.
• Студентам на экзаменах свойственно надеяться на чудо. И чудеса бывают, да ещё какие!
• Чудеса на вузовских экзаменах никогда не прекратятся: они были, есть и будут. Это аксиома.
• Студенческая жизнь полна неожиданностей, и экзаменационная сессия – тому подтверждение.
• На экзаменах, как и в учёбе, бывает всякое.
• На экзаменах студенты умеют блеснуть не только знаниями, но и своими актёрскими дарованиями.
• In examina omnes studentes agunt boni histrionem. На экзаменах все студенты – хорошие актёры.
• На экзаменах студенты ведут себя по-разному: чемпионы по учебным пропускам неизменно спокойны и уверены, отличники – вечно что-то уточняют, дополняют и переживают.
• Некоторые голосистые студенты на экзамене почему-то «теряют» голос: их еле слышно. А что делается, если у экзаменатора заложено ухо?..
• «Великие» студенты умудряются слушать ответ на свой билет... из уст экзаменатора. Причём из любых ситуаций они умеют выходить со знаком плюс и с непоколебимым спокойствием и верой в победу.
• Некоторые студенты вдруг начинают отвечать на билет на каком-то инопланетянском языке. Слушая такой «ответ», восхищаешься находчивостью и изобретательностью студентов.
• Если на экзамене студент говорит не совсем правильно, но уверенно, убедительно и выразительно, как диктор, то неопытному экзаменатору может показаться, что перед ним, кто бы вы подумали? – гигант мысли. Разве поднимется рука поставить такому актёру двойку?..
• Педагогические наблюдения за сдающими экзамен студентами занимательны, полезны и поучительны. Скажите, пожалуйста, где вы ещё увидите такого пышного раскрытия и метаморфозы талантов любимых учеников?
• Экзаменатору очень полезно «читать» информацию, «произведённую» языком тела студента. Если она находится в соответствии со словами, то это означает, что у вашего визави нет шпаргалки.
• Для чего студенты на экзаменах пользуются шпаргалками? – Авось повезёт и пронесёт.
• Шпаргалка – незаменимое средство в жизни студентов независимо от времени и пространства.
• Szpargala est multum in parvo. Шпаргалка есть многое в малом.
• Когда студенты пишут шпаргалки, они ума-разума набираются.
• Ubi examina, ibi szpargaly. Где экзамены, там и шпаргалки.
• Szpargala examinis comes perpetua est. Шпаргалка – вечная спутница экзамена.
• Szpargaly perpetuum mobile examinum sunt. Шпаргалки – вечный двигатель экзаменов.
• Для одних студентов шпаргалка – нонсенс, для других – палочка-выручалочка.
• С хорошо написанными шпаргалками экзамены – не лотерея.
• Студенту со шпаргалкой на экзамене будет aut bene (или хорошо), aut male (или плохо). Других вариантов нет.
• Если на экзамене повезёт, то выручит и шпаргалка. Однако надеяться только на неё – значит, что желаемое может не стать действительным.
• Мастера по применению шпаргалок на отсутствие экзаменационных удач не жалуются.
• Шпаргалка – особый вид студенческого творчества, требующий немалой изобретательности и находчивости. А какой нужен артистизм, чтобы незаметно воспользоваться ею?
• В любой шпаргалке – великая тайна, которую студент сохраняет до окончания экзамена...
• Девиз студентов во время экзаменационной сессии «Omnes, quantum potes, juva». Всем сколько можешь, помогай.
• Студенты для того и студенты, чтобы выручать друг друга.
• Знайте, читатель, что шпаргалками пользуются не только школьники и студенты, но и аспиранты.
• Любая шпаргалка выручит, если проявить фантастическую находчивость.
• При дефиците знаний шпаргалка – плохой помощник.
• Юные коллеги! Если вы на экзамене попадётесь со шпаргалкой, на судьбу не жалуйтесь: вы знали, на что шли.
• Суфлёр на экзамене играет роль с не меньшим искусством, чем его коллега в студенческом театре.
• Подсказка на экзамене – это вовремя поданный спасательный круг.
• Ещё не родился преподаватель, которого бы студенты на экзамене, как иллюзионисты в цирке, не ввели бы в заблуждение...
• Студент со шпаргалкой на экзамене – как фокусник: за ним нужен глаз да глаз.
• Люблю наблюдать, делая вид, что ничего не вижу, как студенты, особенно девушки, «незаметно», невесть откуда, вынимают шпаргалку. Это – один из самых пикантных моментов экзамена...
• На любом экзамене студенты умеют находить выход из, казалось бы, безвыходного положения. На то они и студенты!
• Каждый экзаменующийся студент хочет взять от судьбы по максимуму.
• Студент всегда думает о той экзаменационной отметке, которую желает получить.
• Quod studentes volunt, credunt. Чего студенты желают, тому и верят.
• Studens proponit, sed examenator disponit. Студент предполагает, а экзаменатор располагает.
• Никогда не спорьте с экзаменатором: ведь ему ставить отметку в вашу зачётку.
• Ситуационный диалог между экзаменатором и студентом:
– Экзаменатор: «Что-то Вы задумались, коллега?».
– Студент: «Лишнее слово – лишний промах, учитель. Лучше – меньше, да – лучше».
– Экзаменатор: «Краткость – сестра таланта?».
– Студент: «Естественно!».
– Экзаменатор: «Коллега! Ставлю Вам отметку «Хорошо».
– Студент: «Как! А за лаконичность?».
– Экзаменатор: «В таком случае – «Отлично».
– Студент: «Victoria! Победа! Vicisse! Я победил!».
– Экзаменатор: «Ох, уж эти студенты – вечные баловни фортуны!».
• Omnia vincint artes. Всё побеждают знания.
• Regina examinis victoria. Царица экзамена – победа.
• Что всего приятнее на экзаменах? – Ставить студентам пятёрки.
• Экзамен без пятёрки – не экзамен.
• Разница между реальной пятёркой в зачётной книжке студента и виртуальной пятёркой в уме экзаменатора – колоссальная.
• Студентам очень нравится, когда экзаменатор, не спеша, каллиграфически выводит в их зачётной книжке заслуженное «Отлично».
• Интересный диалог, имевший место на экзамене по хирургии.
Студент, блестяще ответивший на все экзаменационные вопросы: «Учитель! Вы испортили мне зачётку».
– Экзаменатор: «Не может быть: запись в вашей зачётной книжке я сделал lege artis (по правилам искусства)».
– Студент: «Вы поставили мне первую пятёрку!».
– Экзаменатор: «Benissimo, collegа! Отлично, коллега! Gratulor Vos! Поздравляю Вас! Vos chirurgus verus! Вы – настоящий хирург!».
– Студент: «Multa gratia, magister!». Большое спасибо, учитель!
• Нет в мире прекраснее птицы, чем журавль в очертании слова «Отлично» в зачётной книжке студента.
• Пятёрка за первый экзамен – хорошая заявка на повышенную стипендию. Она же – положительный ориентир экзаменаторам для отметок по другим предметам.
• Если первый экзамен сдан на тройку, то на последнем экзамене трудно рассчитывать на пятёрку. – Это из практической педагогической психологии.
• Если бы студенты в течение семестра так учились, как во время экзаменационной сессии, то большинство из них были бы отличниками.
• Студент-отличник – это человек, по-настоящему желающий и умеющий учиться.
• O, si sic omnia studentes bene docebunt! О, если бы все студенты хорошо учились!
• Все студенты могут быть отличниками: у одних золотая голова, у других – золотые руки. Главное – было бы желание.
• Студенты любят получать пятёрки и делают недовольную мимику, когда им ставят тройки.
• Студенту на экзамене нужна не синица в руке – тройка, а журавль в зачётной книжке – пятёрка.
• Отметки в зачётной книжке студента – наглядный показатель качества работы не только студента, но его преподавателей.
• Studens: «In matricula veritas». Студент: «Истина – в зачётной книжке».
• Студент, выйдя и кабинета экзаменатора: «Veni, spondi, dedi». Пришёл, ответил, сдал.
• После сдачи экзамена студенты любят произносить: «O, amicus meus, gratulor tibi!». О, друг мой, поздравляю тебя!
• Macte animo, generose studens – sic itur ad diplomam. Хвала тебе, благородный студент, – так идут к диплому.
• Не то важно, как вы сдавали экзамен, а то, какой балл получили.
• Пожелание Исократа студенту, получившему на экзамене отметку «Удовлетворительно»: «Будь доволен тем, что есть, однако думай об изменении положения».
• Если отметка «Удовлетворительно» для отличника – трагедия, то для фокусника, прогуливающего лекции и занятия, – donna fortuna (госпожа удача).
• Разве хоть один студент довольствуется тройкой в зачётной книжке? – Ni unus (ни один).
• Любой экзамен можно случайно провалить, но случайно сдать – нет.
• Двойка на экзамене – это две шайбы в воротах экзаменатора.
• Сбой в сдаче экзамена – тема серьёзных размышлений не только для студента, но и для экзаменатора.
• Студент, проваливший экзамен: «Dulce est collegas habuisse doloris». Утешительно иметь коллег по неудаче.
• Мини-диалог между двумя студентами-неудачниками: «Quid agitur, collega?». Как дела, коллега?
– «Dum spiro, spero». Пока дышу, надеюсь.
• Вербальный бальзам Эзопа для студента, не сдавшего один экзамен: «Взгляни вокруг и утешься: есть люди, доля которых ещё тяжелее твоей».
• Для студента, провалившего экзамен, дружеское участие трансформирует отрицательные эмоции в положительные.
• Провал экзамена – не трагедия, а всего-навсего false start (фальстарт), означающий, что на финише вполне реален высокий балл.
• Обычно провал экзамена – всего лишь отсроченный успех.
• Пройдёт экзаменационная печаль, и радость студенческая возвратится.
• Экзаменационные неудачи открывают в студентах такие положительные качества, которые в обычных условиях никогда бы не проявились.
• Examinibus discimus. На экзаменах учимся.
• Multa docent examina. Многому учат экзамены.
• Examina docent quisquem. Экзамены учат каждого.
• Examina magistri magni sunt. Экзамены – великие учителя.
• Экзамены – это не только проверка знаний, но и хорошая школа жизни.
• Каждый сданный студентом экзамен – победа на пути к заветному диплому о высшем образовании.
Библиографический список
1. Мирон Н.И. Педагогические афоризмы о студентах и преподавателях //Актуальные проблемы ветеринарии: материалы Международной научной конференции. Барнаул, 1995.
2. Мирон Н.И. Афоризмы о педагогике и хирургии // Кан-Алтай. 1998. № 1.
3. Мирон Н.И. Педагогические афоризмы о высшей школе //Актуальные проблемы ветеринарного образования: материалы научно-практической конференции. Барнаул, 1998.
4. Мирон Н.И. Лаконично о школе, абитуриентах и студентах // Наука, культура, образование. 2004. № 15/16.
5. Афоризмы о стипендиях, экзаменах и каникулах студентов. Горно-Алтайск, 2008.
6. Вузовский экзамен и педагогическая этика //Проблемы и перспективы современной науки: сб. трудов. Том 2. 1. Томск, 2009.
7. Мирон Н.И. Педагогические афоризмы о студентах //Современный мир, природа и человек: сб. научных трудов. Вып. 1. № 3. Томск, 2009.
8. Мирон Н.И. Могущество знания //Современный мир, природа и человек: сб. научных трудов. Том 1. № 2. Томск, 2009.
9. Мирон Н.И. Экзамен в высшей школе //Альманах современной науки и образования. 2009. № 12.
10. Мирон Н.И. Афоризмы об образовании //Фундаментальные науки и практика: сб. научных трудов 1-й Международной телеконференции «Фундаментальные медико-биологические науки и практическое здравоохранение. Томск¸ 2010.
11. Мирон Н.И. Из афоризмов Н.И. Мирона //Юбилейная научно-практическая конференция «К 50-летию факультета ветеринарной медицины АГАУ, 100-летию со дня рождения д.б.н., профессора И.С. Ржаницыной». Барнаул, 2012.
12. Мирон Н.И. Педагогические афоризмы профессора Н.И. Мирона //Актуальные проблемы современной науки: сб. научных трудов. Том I. № 3. Томск, 2012.
13. Мирон Н.И. Золотые педагогические афоризмы //Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1.
14. Мирон Н.И. Из опыта преподавания ветеринарной хирургии //Мир науки, культуры. 2013. № 3.
|