МОАУ «Лицей №21» (г. Киров).
Преподавание предмета География в России по-прежнему актуально, о чем свидетельствует «Концепция обновления географического образования в российской школе», предложенная Советом по проблемам географии Российской Академии образования. Модернизация российского образования и ЕГЭ определяют высокие требования к уровню сознательности, просвещенности и общей культуры выпускника.
Культура, как известно, – это высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Вот почему по образному выражению известного писателя Ильи Эренбурга, культура всегда наступала и наступает не на другие страны, а на невежество, грубость, на человеческую разъединенность.
Частью общей культуры личности является географическая культура, которая позволяет рассматривать меру человечности по отношению к природе, к социуму, к духовности и наследию нравственных качеств личности. В этом случае изучаемые природные и социально-экономические объекты раскрываются как целостные образования, вписанные в бытие человека.
Географическая культура личности формируется прежде всего в процессе школьного географического образования, цель которого - сформировать культурного человека, способного грамотно ориентироваться в природе и обществе.
По мнению доктора географических наук В. П. Максаковского, географическая культура включает четыре основных компонента:1. географическую картину мира;2.географическое мышление;3. методы географии;4. язык географии.
Кратко рассмотрим каждый из них. Географическая картина мира основополагающее понятие, которое отражает представления человека о природе и обществе, его отношение к ним. Очень большое воздействие на формирование научной картины мира оказывают два процесса: дифференциация и интеграция, а также сквозные направления, пронизывающие всю географическую науку, такие как: гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация. Для выпускника средней школы важно достаточно четко представлять яркую и многосложную географическую картину мира, включающую в себя более мелкие картины: природу территорий, населения, хозяйства отдельных стран и регионов, а так же родного края, т.к. краеведение – важное звено географического школьного курса.
Географическое мышление - по утверждению доктора географических наук Н.Н.Баранского, – это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и, во-вторых, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного “элемента” или одной “отрасли”. Следовательно, человек, который умеет читать карту, устанавливая причинно-следственные связи, делая прогноз, обладает географическим мышлением.
Общепринято, что методы географии делят на две группы. Это традиционные (описательный, сравнительно- географический, картографический, экспедиционный) и инновационные ( географического моделирования, аэрокосмические, геоинформационные). Важно, что ученик, владеющий географической культурой, должен уметь использовать различные методы в своей практике.
Географический язык. Каждая наука и каждый школьный предмет обладают своим языком. Овладение географической культурой предполагает хорошее владение языком географии, который включает следующие составляющие: понятия и термины; факты, цифры и даты; географические названия и язык карты; географические представления или образы.
Каждый педагог, планируя свою деятельность, делает выбор и четко отвечает себе на вопрос : каким ему видится ребенок – человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших. Или же думающей личностью, обладающей высоким уровнем интеллектуальной и духовной культуры. Школьная география способствует формированию основных четырех компонентов географической культуры, их интеграции при условии использования инновационных технологий обучения.
Какие технологии способствуют формированию географической культуры? Рассмотрим особенности технологии рефлексивного обучения.
Технология рефлексивного обучения направлены на повышение эффективности познавательной деятельности, ее контроля и самоконтроля, т.е. сознательной регуляции человеком собственных действий, что в своё время приводит к саморазвитию – активному, последовательному, качественному изменению личности.
По мнению известного Российского философа и методолога Г. П. Щедровицкого, ребенок, повторяющий деятельность заданную в образе сто раз вполне может ничему не научиться. Тот, кто повторяет не учится. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия за счет которой и выделяются сами схемы деятельности – способы решения задач или рассуждения. Усвоение выступает, как прямой продукт рефлексивного процесса.
Цель технологии рефлексивного обучения - активизация внутренних саморегулирующих механизмов развития личности за счет рефлексии собственной деятельности. Основными задачами технологии рефлексивного обучения являются: 1) осознание учеником внутренней мотивации к учению, своих ближних и дальних целей; 2) осознанию себя как субъектом учения, так и субъектом своей жизнедеятельности; 3) интеграция предметных знаний с рефлексивными в органическом единстве . В чем основная суть рефлексивного обучения? Научить ученика смотреть на себя со стороны. Как это сделать? Во-первых, в процессе обучения осуществлять обратную связь; во-вторых, с помощью специальных методик диагностики определять успех в деятельности ученика на каждом этапе усвоения базовых знаний и формирования УУД; в-третьих ,учитывая эмоциональное состояние человека,определять уровень познавательного интереса учащегося; в-четвертых, учитывать развитие кругозора и новые собственные впечатления обучающихся.
Технология рефлексивного обучения предполагает осуществление педагогического сопровождения и педагогической поддержки. Педагогическое сопровождение характеризуется наличием системы заданий для самостоятельной работы разного уровня сложности; работой с новым содержанием учебного предмета; использованием информационных источников (дополнительная литература, Интернет-ресурсы, ИКТ технологии); системой контрольных ориентиров (задания типа «Проверь себя»); методическими указаниями для организации самостоятельной деятельности обучающихся. Педагогическая поддержка предполагает дозированное участие учителя в организации самостоятельной познавательной деятельности школьников и управление этой деятельностью, ориентируясь на конечный результат обучения школьников.
Перечислим некоторые приемы педагогической поддержки в технологии рефлексивного обучения: 1) учащимся предлагается алгоритм действия в виде типовых планов; закодированная схема новой учебной информации, которую они должны «раскодировать» опираясь на новый учебный материал; опорные схемы или логически опорные сигналы;2)педагогическая поддержка осуществляется через предварительные консультации опережающего характера или консультации по ходу выполнения задания; 3) следующий прием - организация взаимодействия по ходу выполнения задания это может быть парная, групповая, коллективная работа. Суть ее – распределение обязанностей, командная ответственность за результат. 4) качественная оценка сопутствующих результатов выполнения самостоятельной работы, например: «Очень хорошо выполнена схема», «Грамотное применение географических терминов»; 5) возможность использования дополнительных источников в процессе выполнения задания.
В процессе реализации технологии рефлексивного обучения важно научить школьников ориентироваться на «шаги рефлексии». Доктор психологических наук, профессор О.С.Анисимовв своих работах определяет следующие пять шагов :
1 шаг – «исследовательский» - умение отвечать на вопросы «Что и как я делал?»; 2 шаг – «критический» - «Почему у меня не получилось?», «В чем я был неуспешен?», «Что и почему я не знаю?»; 3 шаг - «помощь» - «Что (кто) мне может помочь в решении этой проблемы?»; 4 шаг – «прогноз» - «Что я должен сделать?»; 5 шаг - «деятельность» - «Я выполняю эти действия, чтобы решить возникшую ситуацию». Таким образом, на исследовательском уровне ученик сам способен оценить свою деятельность, понять, что он сделал и как; на критическом - определить возможность перехода на новый уровень своей деятельности; на уровне определения помощи находить партнеров для сотрудничества; на уровне прогноза - найти способы достижения своей цели; а на уровне деятельности – выполнить действия осознанно и обдуманно в процессе самообразования и саморазвития.
Приемы работы технологии рефлексивного обучения помогают выстроить совместную деятельность учителя и ученика так, что поиск и творчество создают условия для развития участников образовательного процесса. Если в начале совместной деятельности ученик работает по аналогии с действиями, которые предлагает учитель, то на завершающем этапе он действует полностью самостоятельно.
Реализация технологии рефлексивного обучения дает возможность поэтапного формирования географической культуры школьников, поскольку технология предполагает использование проблемных (творческих) заданий для самостоятельной работы, выполнение которых носит комплексный характер, и рассчитана на длительный срок ( теоретическая подготовка в классе, практическая работа в экспедиционных условиях, камеральная обработка экспедиционных материалов, оформление результатов и защита творческой работы). При выполнении и оформлении задания(географического по своему содержанию) используется пять шагов, предложенных О.С.Анисимовым, таким образом ученик действительно выполняет действия осознанно и обдуманно.
По результатам работы учитель может судить о достигнутом уровне географической культуры, поскольку анализ результатов деятельности ученика предполагает качественную оценку, которая состоит их четырех компонентов – широкий географический кругозор, умение читать карту, умение использовать географические методы исследования, грамотное владение хорошим географическим языком.
|