МБОУ Гимназия №24 (г.Междуреченск)
Сегодня как никогда актуально и остро стоит вопрос здоровья обучающихся. В рамках планомерного формирования культуры здорового образа жизни (ЗОЖ) оказать существенную помощь педагогам могут внеурочные занятия практико-ориентированного характера.
Автором разработана серия таких занятий. В статье предлагаются лишь два примера конспектов таких занятий.
Занятие №1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Ребята, как вы понимаете выражение «Здоровый образ жизни»? Что значит быть здоровым? Для этого нужно что-то делать или нет?
Здоровый образ жизни – поведение, направленное на укрепление здоровья и основанное на гигиенических нормах. Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Какой образ жизни вел человек 20-30 тыс. лет назад?
Ответа на этот вопрос нет, т.к люди каменного не имели письменности.
Археологические раскопки свидетельствуют, что физические качества древнего человека развивались и совершенствовались в процессе труда и отдыха. Охота развивала силу, выносливость и умственные способности. Наскальная живопись свидетельствует, что первобытные люди всегда были в движении, всегда в действии.
Впервые о ЗОЖ заговорили в Древней Греции и Древнем Риме. Несмотря на строгую систему физического воспитания, многие именитые граждане проводили время на бесчисленных празднествах и пирах. Бездеятельность, излишества, падение нравов принимали угрожающие размеры. Древние мыслители забили тревогу. В VI веке до н.э. Феогнид писал: «Сытость чрезмерная больше людей погубила, чем голод». Гиппократ (V-IV вв до н.э.) считал, что «праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье». А слова Аристотеля (VI в до н.э.) о том, что «ничто так сильно не разрушает наш организм, как физическое бездействие» могли бы принадлежать любому из нас. Гален решительно «расправлялся» с ожиревшими римлянами, посылая их на работу в сельскую местность, заставляя их копать, косить и делать другую физическую работу.
Как вы думаете, менялись ли со временем взгляды на здоровый образ жизни?
В XVIII-XIX вв. в связи с развитием естествознания появился интерес к вопросам диетологии и двигательной активности.
Гигиеническая программа немецкого философа XVIII в. И. Канта Немецкий врач Э.Г.Вебер считал полезным
1. Больше двигаться.
2. Гулять в любую погоду;
3. Спать только ночью;
4. Мыть ноги в ледяной воде;
5. В зрелые годы умерить свой аппетит. 1. Умеренность в употреблении пищи и питье;
2. Чистый воздух в жилище и вне его;
3. Ежедневные физические упражнения независимо от погоды;
4. Воспитание в себе жизнерадостности для души и оптимистического воззрения на жизнь.
Есть ли принципиальная разница в точках зрения И.Канта и Э.Вебера?
Правильно, они лишь дополняют друг друга.
Ребята, желающие из вас, сегодня могут сформулировать свой «Кодекс здоровья» и поставить под ним подпись. Например: «Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими трое: веселый характер, покой и умеренность в пище»
Задание на дом:
Как вы обоснуете утверждение древнегреческого философа Платона: «Нужда во врачах - результат плохого воспитания и распущенности».
Занятие 3. РЕЖИМ ДНЯ
Некоторые люди считают, что режим дня, т.е. жизнь по распорядку? скучна и ограничивает свободу личности.
(Высказывания и обсуждение мнений ребят)
Нужно придерживаться разумных правил, предусмотренных самой природой:
• ритм сна и бодрствования;
• ритм труда и отдыха;
• распорядок приема пищи
Подобный порядок возник в результате исторического развития вида Человек разумный. Если человек живет по режиму, его организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее восстанавливаются.
(Кто-нибудь из вас летал на самолете? Вспомните о своем самочувствие после длительных перелетов в разные часовые пояса)
Соблюдение режима дня – это выполнение определенных правил. Вот пример правил (рекомендаций), которые необходимо выполнять вечером, перед сном, чтобы сон был хорошим:
Не наедайся!
Не играй в шумные игры!
Не смотри долго телевизор!
Не ложись поздно!
Проветривай комнату перед сном.
Умойся!
А теперь поработаем в группах:
1 группа. Составьте правила, которые необходимо выполнять перед завтраком.
2 группа. Составьте правила, которые необходимо соблюдать при выполнении домашнего задания.
3 группа. Составьте правила, которые необходимо выполнять, чтобы сохранить здоровыми свои зубы.
Домашнее задание.
Напишите свой режим дня и проанализируйте, сколько времени вы тратите на двигательную активность (спортивные занятия, прогулки, работа по дому, игры на свежем воздухе и т.д.)
Теперь мы с вами попробуем написать минисочинение о вашем режиме дня, где в качестве эпиграфа возьмем высказывание Сенеки: «Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и тоже».
|