Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 153» (г. Казань)
В статье кратко изложены основные способы и методы развития познавательной активности школьников. Формирование познавательного интереса является одним из важнейших условий эффективности учебного процесса и одним из главных условий его успешного протекания
В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать ученика знаниями, но и формировать у него потребности в непрерывном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования. Современные тенденции социально-экономического развития РФ заставили переосмыслить цели школьного образования, соответственно, по-новому сформулировать планируемые результаты образования. Краеугольным краем любого образования является заинтересованность обучаемого в результатах, мотивированное стремление получить знания. Общество заинтересовано в специалистах, способных самостоятельно и активно действовать, быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, способных к творческому мышлению, инициативности и самостоятельности в принятии решений. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются в первую очередь на среднюю школу, т. к. именно здесь должны закладываться основы думающей, самостоятельной личности. Каждый учитель стремиться к тому, чтобы его ученики получили прочные знания по предмету и могли их использовать в различных жизненных ситуациях. Умение учителя вызвать интерес к своему предмету – одно из условий успешного обучения.
На протяжении нескольких лет я работаю над темой «Формирование устойчивого интереса к изучению химии как путь личностного роста ученика». Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии на уроках, от её решения зависит то, будут ли в дальнейшем накопленные знания мёртвым грузом или станут активным достоянием школьника.
Приступить к формированию интереса сразу, без подготовки соответствующей почвы – значит обречь свою работу на неудачу. На основании опыта работы передовых учителей, а также специально поставленных экспериментов выявлены необходимые предварительные условия для формирования познавательного интереса.
Самая первая необходимость, которая возникает у учителя, желающего воспитывать у учеников познавательный интерес, - создание материальных условий для успешного обучения. Это заботливое оборудование урока, без которого не может осуществляться нормальное обучение, в том числе хорошо оборудованные и оснащенные кабинеты. Это обстановка, располагающая к занятиям, организация жизни класса, упорядоченность и напряжённость работы, но без лишнего утомления.
Наряду с материальными условиями подготавливается «умственная почва». Только на определенном уровне накопления предварительных знаний и простейших умственных операций возможно воспитывать интерес. Для этого необходимо создать хотя бы начальное представление об изучаемых объектах, областях науки, подготовить почву для элементарных обобщений.
Тут возникает как бы заколдованный круг: для формирования познавательного интереса нужно приобрести некоторые знания, а для приобретения полноценных знаний необходим познавательный интерес. Но если у детей нет интереса даже к первоначальным знаниям, как они могут эти знания приобрести? Здесь на помощь приходит предшественница интереса – занимательность. Она может привлечь детей к занятиям, открыть их сердца к учению. Большая роль в этом играют игровые методы обучения. Школьники младшего возраста предпочитают конкурсы, турниры, «крестики-нолики», «третий лишний», «найди ошибку». Учеников старших классов больше интересуют деловые игры, конференции, КВН. Все это поможет приохотить детей к учению и создать у них некоторый запас знаний. Конечно, не развлекательность на занятиях, а их привлекательность очень важна в самом начале воспитания интереса.
Нередко учитель вводит учащихся в историю решения научной проблемы, вовлекает их в размышления ученого, исследователя, у которого возник научный вопрос. В ходе его развернутого рассказа о том, как решалась эта проблема учеными, ученики мысленно участвуют в поиске истины. Или же, учитель (на более высоком уровне развития школьников) привлекает их к самостоятельному решению научного вопроса путём организации опытной работы, постановки эксперимента и т.д. Учитель и сам может развернуть перед учеником ряд учебно–познавательных проблем, пробудить в их умах вопрос и желание его решить. Коллективность решения задачи, её совместное обсуждение также способствует активизации умственного поиска учащихся. Урок – исследование с элементами экспериментирования, подтверждающего или опровергающего предположения, высказанные учащимися, или экспериментальное решение у них вопросов, опытная проверка выраженных ими сомнений неизбежно приводят к возникновению познавательного интереса. Конечно, это отнюдь не значит, что поисковые задачи должны решаться на всех уроках, однако, периодическое включение в урок решения познавательных задач или поискового метода необходимо. Участвуя в самостоятельном, заинтересованном мысленном поиске, ученики не только лучше усваивают материал, но и сами меняются. Это уже не пассивные исполнители, а активно ищущие, жаждущие знания деятели.
Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. Мотив – это внутренний побудитель действий, он может начать действовать только тогда, когда у ребенка будет развит познавательный интерес. Учебная деятельность очень сложна и не всем она дается легко и интерес часто гаснет в процессе обучения, поэтому, я считаю, что в процессе обучения с помощью различных методов и приемов необходимо развивать стойкие мотивы учёбы. При отсутствии таковой возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Большое влияние на выработку образовательной мотивации оказывает ситуация успеха, ощущение учеником собственного развития. Этому способствует исследовательская и проектная деятельность учащихся, позволяющие перевести ученика из пассивного объекта обучения к деятельности творческой.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и основного общего образования с обучающимися организуется внеурочная деятельность, одной из целей которой является приобщение учеников к научному познанию, самостоятельному поиску информации и её обработки. Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – развитие познавательной активности у школьников, так как наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Для того чтобы открыть перед учениками более широкие возможности для расширения и углубления знаний по интересующим их вопросам науки, чего урок в силу его особенностей представить не может, организуются различные формы внеурочной работы, именно ей принадлежит большая роль в формировании устойчивого познавательного интереса. Роль внеурочной работы будет тем более действенной, если учитель или воспитатель сумеет организовать её не по типу «репетиторских» кружков, лишь дополняющих изученное на уроке. Это должна быть творческая, опытная, поисковая, исследовательская работа. В старших классах это теоретический, умственный поиск, в младших – более практический, действенный, связанный с изучением реальных объектов. Кружковая работа помогает учителю в выполнении такой важной задачи, как учить детей учиться.
Устойчивый интерес – это лишь переходная ступень познавательного интереса. Он может угаснуть или тлеть, а может развиться дальше, в зависимости от условий жизни, обучения и воспитания. Внеклассная работа, проводимая учителем, имеет неоценимое значение в подготовке почвы для развития познавательных интересов. В целях активизации познавательной деятельности учащихся во внеурочное время могут применяться различные способы, такие как: ведение учениками тетрадей учебных пробелов; вовлечение в предметные и тематические кружки повторения (под руководством сильных учеников старших классов), различные учебные конкурсы по предметам; выставки творческих работ учеников; сотрудничество с шефствующими предприятиями; научно – тематические конференции по определённым предметам и предметные олимпиады; присвоение активным ученикам почётных званий (ассистент учителя, консультант по предмету и т.д.); клубы любознательных и ученические научные общества.
Как активизировать познавательную активность в классе и одновременно привлечь всех учеников, учитывая различные способы принятия информации ими? Для визуалов важна мимика собеседника (учителя), для аудиалов достаточно устной инструкции – и урок усвоен, кинеспитики обучаются в действии, любят динамические сюжеты. При этом крайне важно научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Большую помощь учителю в решении этой непростой задачи оказывают информационно – компьютерные технологии. Компьютеризация учебного процесса направлена на развитие у учащихся способности усваивать естественнонаучные и гуманитарные знания, прививает навыки исследовательского мышления на основе приобретённых ими теоретических и практических знаний, повышает интерес к изучаемой теме и предмету, привлекает к активному познанию всех учеников, способствует развитию познавательной активности и реализации интеллектуальных способностей учеников.
Постоянное, устойчивое влияние на умственное развитие ребенка может оказать лишь такое значение, которое основано на интересе к нему. В повышении мыслительной активности, качества, плодотворности мысли интерес играет решающую роль. Интерес повышает интенсивность мыслительной работы, мобилизует внимание, снимает утомление – всё это приводит к повышению качества усваиваемых знаний, к их расширению и углублению. Таким образом, труд, затраченный на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребенка, влияет на весь характер работы, совершенствуя её способы, способствует продолжению образования и поднимает всю личность ребёнка на более высокую ступень.
В заключение хотелось бы отметить, что для формирования стойкого личностного интереса, необходимы систематическая поисковая деятельность, опора на прежде созданные интересы, использование установок, стремлений, планов личности, углубление и развитие непосредственных эмоциональных и широких социальных мотивов до уровня реально действующих, обеспечение успеха и его общественное признание, создание неисчерпываемости познания в деятельности – возникновение на основе решенных все новых вопросов и задач. Только в результате такой работы формируется стойкий личностный интерес, который становится «второй природой» человека.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.
3. Зуева М.В., Иванова Б.В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. – М. Просвещение, 1989. – 128 с.
4. Матюшкина Л.В., Доценко И.Б. Формирование ключевых компетенций: проблемы и пути решения. – Сайт: http://cdp.tti.sfedu.ru.
5. Мирошниченко Т.А. Проектная деятельность. Химия.11 класс. - В.: ИТД «Корифей», 2005. 96 с.
6. Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно – деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. – М. Просвещение, 1983
|