ГБОУ СПО «Сызранский политехнический колледж» (г.Сызрань)
Кардинальные изменения в системе российского образования, введение стандартов СПО третьего поколения ставят перед преподавателями задачу формирования у студентов компетенций, то есть взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности.
В ФГОС СПО третьего поколения выделены две группы компетенций – общие и профессиональные. С позиции компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать. Наиболее распространенной является классификация А. В. Хуторского, выделившего следующие типы компетенций:
• ценностно-смысловые компетенции,
• общекультурные компетенции,
• учебно-познавательные компетенции,
• информационные компетенции,
• коммуникативные компетенции,
• социально-трудовые компетенции,
• компетенции личностного самосовершенствования.
Ключевые (базовые, универсальные) компетенции многофункциональны, надпредметны и многомерны. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни. Ключевые компетенции основываются на свойствах человека и проявляются в определенных способах поведения, которые опираются на его психологические качества, включают широкий практический контекст с высокой степенью универсальности.
Одним из важнейших компонентов компетентностного подхода является использование информационно-коммуникационных технологий.
Информационная технология (компьютерная технология) - это процесс подготовки и передачи информации студенту. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В настоящее время в рамках учебного процесса применяются следующие методы обучения с использованием ИКТ: метод информационного ресурса; метод проектов; дидактические игры.
Метод информационного ресурса. Работа студентов с книгой, справочной, научно-популярной и учебной литературой в дидактике считается одним из важнейших методов обучения. В настоящее время к этим источникам можно добавить электронные издания и ресурсы. Этот метод дает возможность студенту многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Широко распространены два вида работы с информационными ресурсами: на занятии, под руководством преподавателя и самостоятельная работа с целью закрепления и расширения знаний. Применение универсальных информационных технологий позволяет решить задачу формирования общих (ключевых) компетений студентов и достижения современного качества образования через:представление информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации, комбинированные документы, обработка данных эксперимента, подготовка отчётов, сообщений, публикаций, видеороликов, клипов, web-страниц); постановку экспериментов, изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы и т.д.).
Главная цель использования метода информационного ресурса - закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации студента в огромном количестве самой разнообразной информации, которая ему необходима и удовлетворяет его познавательные потребности.
Современным и наиболее перспективным методом обучения является метод проектов.Особенностью использования в учебном процессе метода проектов является то, что центром деятельности становится самостоятельная работа студента, а преподаватель выступает в роли помощника, консультанта, стимулирующего активность, инициативу, в известной мере творчество.
Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве, работая парами или группами. Выполнение проектного задания с применением ИКТ позволяет:
• повысить мотивацию к обучению;
• расширить свой творческий потенциал;
• способствовать развитию личности студента, его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;
• создать условия, в которых студент, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;
• способствовать приобретению опыта при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;
• получать удовольствие от своей профессиональной деятельности, воспитывая творческих и активных людей, способных принимать обоснованные решения и самостоятельно учиться в течение всей жизни.
Использование данного методапредставляет возможность соединить цели образования, профессиональную деятельность, а также перейти от воспроизведения знания к его практическому применению.
Способом развития ключевых компетенций служат дидактические игры.Игра с использованием ИКТ помогает достигать разных целей на разных этапах урока. Она создает благоприятный психологический климат на уроке, учитывая возрастные особенности студентов, снимая излишнее напряжение и повышая качественный уровень обучения по предмету. Сделать дидактическую игру болеенаглядной помогает создание презентаций, которые на современном этапе развития информационных технологий являются одним из самых эффективных методовпредставления и изучения любого материала. Игра с применением ИКТрассматривается, как возможность студентов проверить свои силы и готовность к реальной жизни. Наибольшую возможность для этого предоставляют деловые игры. Деловые игры обладают большими обучающими, контролирующими и воспитательными возможностями. Исполнение каждым студентом своей роли позволяет ему не только повторить и закрепить приобретенные знания, но формирует умение выразить их в конкретной ситуации, максимально приближенной к реальным условиям. Динамика игры порождает высокую творческую активность участников, которая вызывает эмоциональный подъем, способствующий повышению уровня усвоения учебного материала - его осмыслению и запоминанию, развивает мышление и обучение. Деловая игра учит коллективным действиям, необходимым в практической профессиональной деятельности. В процессе игры, как и в жизни, возможны ошибочные решения, которые быстро выявляются самими студентами. Такой контроль естественен, корректен, не вызывает отрицательных эмоций, объективен, поскольку отражает коллективное мышление. Таким образом, деловая игра является эффективным методом формирования ключевых компетенций у студентов и способствует повышению качества подготовки специалистов.
Применение ИКТ средств в образовательном процессе побуждает студентов к познавательной деятельности и формирует личностные качества: творчество, самостоятельность, создает условия роста, успеха, самопознания личности.
Список литературы:
1. Гриншкун В.В., Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. – Курск: КГУ, Москва: МГПУ, 2006.
2. Лебедкова Н. В. Формирование ключевых компетенций у студентов через применение ИКТ/Н.В. Лебедкова, А.Н. Шушакова // Молодой ученый. - 2012. - №4.
3. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: под ред. А.А. Орлова – Тула, 2012.4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский цент «Академия», 2001.
|