Уральский государственный медицинский университет1
Уральский научно-исследовательский институт туберкулеза2
Закономерности и принципы педагогики в медицинском образовании стали использоваться со второй половины XX столетия. В эти годы активно разрабатывалась теория и практика организации учебного процесса в высших учебных медицинских учреждениях на основе общей педагогики.
Особенно это относится к профессиональному образованию, прежде всего,- к медицинскому, с множеством конкретных мануального характера компетенций, умений и практических навыков. Где помимо обширных и глубоких знаний необходимы не менее глубокие и обширные профессиональные умения и практические навыки.
К сожалению, медицинское образование традиционно весьма слабо связано с педагогической наукой и практикой передовых образовательных технологий. В «эпоху перемен» это особенно сильно сказывается. Видимо, поэтому к числу педагогических закономерностей стали причислять использование компьютерных информационных технологий в образовательном процессе, в том числе различного рода виртуальных наглядных иллюстраций в якобы освоении практических умений и навыков. Стали организовывать в учебных медицинских учреждениях «виртуальные центры освоения практических навыков», где на очень дорогих установках «практикуются» в выполнении «эндоскопических» операций, на муляжах – «оказания» экстренных жизненно важных манипуляций, «усвоения» многочисленных хирургических приемов выполнения операций. Наконец, появилось понятие «дистанционное» образование…
Вместе с тем, появилась тенденция подмены традиционных методов и технологий организации учебного процесса, в основном, компьютерными технологиями. Сегодня многие учебные заведения фактически исключили работу с препаратами и лабораторными животными на «теоретических» кафедрах, а на клинических – если не исключили, то значительно сократили работу с реальными больными. Опасность этой подмены в том, что исключается возможность достичь высоких уровней усвоения модулей по целому ряду дисциплин, особенно фундаментально-прикладных.
Оперативная хирургия и топографическая анатомия как двуединаядисциплина в структуре отечественноговысшего медицинского образования признана фундаментально-прикладной, назначение которой – сформировать у обучающихся цельное структурно-функциональное представление о жизнедеятельности организма человека(его систем и органов) в норме и при патологии. На этой основе выработать определенный объем общехирургических практических навыков и умений выполнения экстренных оперативных вмешательств. Именно в этом формате работает соответствующая кафедра, создав все необходимые предпосылки достижения названной выше цели.
Планируемые уровни усвоения учебных элементов по каждому разделу дисциплины, которые следует учитывать при организации контроля степени усвоения ее, согласно принципам педагогики и психологии нижеследующие: первый уровень – «знание-знакомство»; второй уровень – «знание-воспроизведение»; третий уровень – «знания – практические навыки» (и умения). На основании выполненного научного исследования по педагогике высшей школы в 80-е годы прошлого века мы посчитали целесообразным для высших учебных заведений медицинского профиля кроме названных выделить четвертый уровень усвоения, творческий – «знание-творчество».
Каждому из планируемых уровней усвоения учебных элементов дисциплины должны соответствовать конкретные формы организации учебной деятельности студентов. Если первый и в определенной степени второй уровень может быть достигнут и лекционной формой учебной работы, то третий, да и второй главным образом, — только высокоорганизованными практическими занятиями. Но в основном как третий уровень, так, особенно, четвертый – могут быть достигнуты только высокоорганизованной самостоятельной работой «малой группой» как на практическом занятии, так, особенно, в дополнительное время.
Когда мы говорим о высокоорганизованной самостоятельной работе (как на практическом занятии, так и в дополнительное время), прежде всего, имеем в виду достаточное методическое, материально-техническое и организационное обеспечение этой формы учебной деятельности.
Методическое обеспечение учебной деятельности студентов по разным ее формам осуществлено изданными кафедрой «Методическими разработками», в которых учебный материал разделов (модулей) и тем занятий распределен по формам учебной деятельности (лекция, практическое занятие, самостоятельная работа) с максимальным исключением дублирования на них учебных элементов. По каждой форме учебной деятельности также изданы методические указания и среди них – по лекционной работе, по практическим занятиям, по самостоятельной работе («Указания по самостоятельной работе», «Практические навыки»).
Материально-техническое обеспечение включает, прежде всего, изготовление достаточного количества учебных препаратов по топографии областей, полостей и органов, изготовление, во-вторых, музейных препаратов по всем областям как по топографии, так и по технике типичных операций в этих областях, наличие, в третьих, достаточного количества органокомплексов для оборудования максимально возможного числа рабочих мест для самостоятельной работы по изучению препаратов и выполнению практических навыков, и, наконец, выдачу студентам необходимых для их работы наборов хирургических инструментов.
Организационное обеспечение сводится к предоставлению возможности работать на кафедре студентам в вечерние часы, в связи с чем лаборанты и преподаватели работают в две смены. Обеспечены консультация студентов, учет их самостоятельной работы с препаратами и усвоения практических навыков.
Что касается четвертого уровня усвоения, отдельным студентам или «малым группам» студентов, по их желанию, предоставляется возможность работать по индивидуальным программам, заранее составленным, подробно обсужденным, в виде учебно-исследовательской работы (в рамках учебной программы) или научно-исследовательской работы (по тематике научной работы кафедры). Таким студентам предоставляется возможность огласить результаты их исследований на учебных лекциях (при совпадении тематики), на заседаниях кружка, на научных конференциях и в публикациях.
В структуре учебного процесса как его составляющая важное место занимает непрерывная объективная оценка степени усвоения учебного материала по дисциплине. Спору не вызывают формы контроля, которые должны быть разными и соответствовать планируемому уровню усвоения дисциплины.
По каждому виду учебной деятельности и соответствующим им уровням усвоения учебных элементов дисциплины используются разные виды контроля и измерения степени знаний, умений и практических навыков.
Учебные элементы второго уровня усвоения (в основном лекционный материал) мы оцениваем, во-первых, тестовым контролем, во-вторых, анализом работы студентов по лекционной форме занятий, в-третьих, методом опроса на практических занятиях и на зачетах.
Учебные элементы третьего уровня усвоения оцениваем умением студентов четко ориентироваться по вопросам топографической анатомии и оперативной хирургии (материал практических занятий и самостоятельной работы) по учебным препаратам, а практические навыки – выполнением оперативных приемов на объекте, в операционном поле, в том числе на зачетах и экзамене по практическим навыкам по всему курсу.
Эти кратко изложенные соотношения между структурой учебного процесса и способами оценки результатов работы каждого студента и составляют основу рейтинговой оценки, которая также используется с 80-ых годов прошлого столетия по оригинальной методике, разработанной на кафедре.
Колоссальную роль в организации практических занятий играет возможность беспрепятственно работать по усвоению практических навыков по оперативной хирургии на базах прозектур как для студентов, так, особенно, для интернов, ординаторов, аспирантов и врачей, что также способствовало бы повышению качественного уровня подготовки по дисциплине.
Кафедра традиционно являлась базой организации практических занятий по оперативной хирургии в реальных условиях экспериментальной операционной на крупных лабораторных животных, в частности, для студентов и интернов, ординаторов и врачей хирургических специальностей. Последние годы эти занятия также подменяются виртуальными компьютерными информационными технологиями во многих, если не во всех учебных заведениях.
Медицинское образование, да и не только, тогда успешно осуществит реорганизацию и усовершенствование, когда четко сумеет разграничить научно-методические основы организации учебного процесса на основе педагогики от применяемых при его реализации различных приемов и способов использования в нем информационных и иллюстрационных технологий для повышения уровня монодидактических систем в лекционных и практических занятиях. Одно другое не отменяет, однако, и заменить не может, да и не должно.
|