Кировский филиал СПБ государственного экономического университета (г. Киров)
В феврале 2014 года в нашей стране принят нормативный акт, определяющий перспективы развития науки, техники, технологии и образования до 2030 года под названием «Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Естественно он рассчитан на инновационное поведение граждан страны, на интеграцию специалистов по производству, распределению и потреблению основных ресурсов страны и в первую очередь – человеческих, которые способны обеспечить и финансовые и экономические и технологические ресурсы, так как именно человек является их производителем и потребителем. Среди ряда четко обозначенных направлений с указанием версий рисков и ожидаемых результатов просматривается курс на естественнонаучное образование для освоения науки и производства или развития технологии.
Для анализа основы достижений научного сообщества в этом направлении можно обратиться к методологии ноосферного образования Н.В. Масловой. Для экспертного анализа можно обратиться к компонентам педагогического процесса как критериям эффективности процесса подготовки человека к принятию вызова социума.
К их числу мы относим: условия, потребности, цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, технологии, мониторинг, ожидаемый результат и способы соучастия субъектов педагогического процесса.
Условия . Концепции, оформленные в методологию, теорию ноосферного образования Н.В. Маслова разработала в 1993-1995 годах XX века с момента рождения нового типа государства и определения перспектив его развития. Таким образом, она напрямую связала развитие государства, общества и человека через идеи нового аспекта образования и нового уровня образования (методологического) в рамках деятельности РАЕН. Главной причиной кризиса образования автор обозначила кризис мышления, а ведущей миссией - экологию мышления человека как ресурса его здоровьесбережения.
Потребности. Первоначально автор создает коллектив единомышленников, которые объединили потребности в понимании причин кризиса мышления человека – фрагментарности знания, отсутствия целостного знания и сознания, интеграции работы двух полушарий. Затем потребность в ноосферном образовании создала предпосылки для интеграции целостного мышления представителей разных научных областей знания, поэтому в команде единомышленников представлены специалисты психологии, медицины, технических наук, философии, естествознания и т.д. На следующем этапе распространения концепций ноосферного образования возникла потребность в научном анализе ситуации развития России с позиций управления и экономики. За период постсоветского этапа развития России научное сообщество получило убедительные результаты экспериментальной работы по внедрению идей ноосферного мышления в сферу управления, экономику знания и производства. Научные результаты позволили выйти на международный уровень интеграции специалистов управления, науки, образования и экономики. Так в сентябре 2012 года на международном гражданском форуме «Народная экономика- основа инновационного устойчивого развития нации» в связи с подготовкой к 150-летию В.И. Вернадского возникла необходимость создания Международной Академии инновационных технологий (МАИСТ). Идею сотрудничества поддержали ученые России, Украины, Китая, Швейцарии, центров ноосферного образования в Ялте, Вологде, Москве, Севастополе, Одессе, Екатеринбурге и др. Создано сетевое взаимодействие образовательных учреждений : школы, академии, университеты, центры, фонды и др.
Основная ЦЕЛЬ деятельности Крымской академии образования и науки (КАНОН) заключается в ноосферной трансформации мировоззрения и образования современного поколения.
Задачи ноосферного образования:
- преодоление дисгаромоничного развития мышления человека, формирование навыков целостного мышления
- подготовка нового типа учителя
-оздоровление процесса обучения на всех ступенях обучения, используя природосообразные образовательные технологии
Содержание ноосферного образования. В течение десяти лет команда единомышленников разработала учебники на основе ноосферного мышления, но с опорой на ГОС и ФГОС. Противоречий со стандартами и ФГТ не возникло, так как смысл внедрения ноосферного мышления в облегчении процесса усвоения содержания образования. В настоящее время можно составить целый список разработанных и адаптированных учителями-практиками биоадекватных учебников: русский язык, английский язык, география, биология, психология и т.д. Содержание образования имеет инновационный характер и в области внеучебной деятельности. На сайте КАНОН представлена библиотека изданий: ноосферное образование, ноосферное обучение, ноосферное управление, ноосферное оздоровление и др.
Формы образования. Привлекает внимание разнообразие форм организации обучения и воспитания, самообразования: уроки по расписанию в школе имеют иной алгоритм деятельности, сочетающий познание через логику и чувства, эмоции посредством снижения информационной утомляемости, но не насыщенности и полифоничности.
Научные мероприятия:
- научные конференции
- конференц-салоны
- научно-образовательные фестивали
- семейные университеты
- конкурсы
- обучающие лагеря
Кроме того, необходимо обратить внимание на издания, представленные в библиотеке ноосферного образования. Это и газеты, и журналы, сборники, монографии, каталоги и дайджесты, презентации, аудивидеотека и др..
Системообразующим и аналитическим центром анализа достижений и определения перспектив развития с 2012 года стали международные научные Астафьевские чтения. Б.Н. Астафьев - ЛАУРЕАТ Международного фонда Мира Гузи 2012г.(Филиппины) 28 ноября 2012г. в Маниле (Филиппины премии в области физики, академик НАНО, КАНОН, РАЕН, АСТ, профессор и с 2010 года - международные системономические чтения. Итоговым документом для обобщения практической работы являются ежегодные публичные отчеты с 2011 года, международный фестиваль природосообразных технологий в образовании и культуре «Крымская ноосфериана» с 2012 года.
Перспективы разработки содержания ноосферного образования представлены:
- на научно-методические мероприятиях по методологии и практике ноосферного здоровьесберегающего образования, которые прошли под эгидой Российской Академии естествен-ных наук (РАЕН), Сибирского филиала Центра ноосферного здоровья и Сибирской ноосферной академии науки и образования (СибНАНО) ( 31 января по 6 февраля 2014 года)
- на первой в истории образования конференция «Реинжиниринг образования» в павильоне «Ноосферный город» на ВВЦ 21 февраля 2014
- Интернет беседы "Вечёрка". Так, например 15 февраля тема вечерки или виртуальной встречи: «Ноосферное образование – основа гармонического совершенствования и целостности человека и общества», презентация универсальной образовательной системы XXI века, интегрировавшей 500 образовательных методов и технологий.
Методы ноосферного образования успешно применяются в практике работы учителей ряда городов и стран, однако в строгом соответствии с алгоритмом чередования деятельности правового и левого полушария. Эффективность методики подтверждается достижениями в области здоровьесбережения детей и студентов, повышения качества образования в экспериментальных классах, победами самих учителей в конкурсах «Учитель года». Естественно , согласно федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», учитель свободен в выборе методов, но он может осознать необходимость критериев отбора методов в связи с избранными идеями, принципами обучения.
Нет значительных отличий и в отборе средств обучения и воспитания. Главная особенность в системном использовании музыкального фона, создании среды питания эмоций и чувств на занятии и обязательного использования деятельностного метода рефлексии на занятии.
Признание концепции ноосферного образования , отраженной в виде методологии, методики, практики обеспечено рядом свидетельств и патентов на интеллектуальную собственность России и Украины как самого автора методологии – Н.В. Масловой, так и участников ее творческой группы: д.мед.наук и доктора философии Б.А. Астафьева, д.пс.н. Н.В. Антоненко, д.ф.н. М.В. Ульяненко и других. Патентование является высшей формой публикации трудов учёных, исследователей, авторов открытий и изобретений, поэтому можно сделать заключение об актуальности их интеллектуальной собственности для ряда государств в вопросах совершенствования инновационного развития общества.
|