ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия» (с. Кокино, Брянской области)
Программа ветеринарного образования построена таким образом, что на базе знаний нормы здорового организма, студентам изучаются сведения о структуре и функции больного организма и тем самым подвигается к клинике. Целью патологической физиологии является раскрытие законов, по которым развивается болезнь. В настоящее время рассматриваются различные нозологические формы болезней, новые диагностические и лечебные технологии требующие от будущих специалистов теоритических знаний и знаний патогенетического механизма.
В учебном процессе по патофизиологии нами используются традиционные и апробированные многолетним опытом классические методы обучения: лекции, лабораторно-практические занятия, отработки пропущенных занятий, аттестации. Но для повышения качества образования включаются элементы самообразования за счет доступности базы данных по изучаемому предмету и обновление ее через систему Интернет.
Более новыми формами и методами обучения, которые используются в течение ряда лет, являются: модульно-блочная система, тестирование, ситуационные задачи.
Контроль знаний и умений студентов по курсу «Патологическая физиология» осуществляется в несколько этапов: 1-й этап— текущий контроль, который проводится на каждом занятии. В рамках этого контроля проверяется исходный уровень подготовки студентов к занятию и качество усвоения материала прошлого занятия; 2-й этап — рубежный контроль, который проводится по окончании изучения определенного модуля курса; 3-й, заключительный этап — итоговый контроль, который проводится в рамках экзамена по окончании изучения курса патофизиологии животных. Каждый из этапов контроля построен по единому плану: 1) контрольная работа; 2) тестовый контроль 3) теоретические вопросы; 4) ситуационные задачи. В соответствии с программой весь курс обучения разделен на модули, для каждого из которых в едином комплексе собраны тесты и ситуационные задачи, позволяющие применять полученные студентами навыки для решения клинических ситуаций.
Перспективная оптимизация программированной формы обучения – это компьютерное тестирование студентов по различным модулям в котором сконцентрированы тесты и ситуационные задачи.
В современном образовательном процессе особое внимание уделяют развитию мыслящей личности. Использование ситуационных задач (СЗ) способствует умению оперировать имеющейся в арсенале студента базовой информацией, творчески подойти к анализу данных больного организма. СЗ помогают студенту проверить правильность своих представлений в их клиническом аспекте, более углубленно изучить закономерности возникновения, развития и исхода болезни. Построенные по единому принципу, СЗ имеют кратко сформулированное условие, отражающее какие-либо конкретные факты, клиническую ситуацию или модельную ситуацию. Анализируя СЗ по определенным клиническим данным, студенты лучше ориентируются в жизнедеятельности больного организма.
Литература:
1. Ткачева Л.В. Оценка знаний и умений студентов факультета ветеринарной медицины и биотехнологии по патологической физиологии сельскохозяйственных животных. Сб.н. трудов Международ. науч.-производственной конференции Брянск, БГСХА, 2008. – С.92
|