Алтайский государственный медицинский университет, (г.Барнаул)
Сибирский государственный медицинский университет,(г.Томск)
Эта статья была опубликована в сборнике научных трудов "Актуальные проблемы современной науки" c материалами Восьмой Международной Телеконференции (28 - 31 мая 2012 года).
Применение в образовательном процессе вуза компонентов модульно-рейтинговой технологии - актуальная и востребована задача. Современные отношения между студентом и преподавателем требует усиления обратной связи в воспитательно-образовательном процессе. Это условие на практике реализуется постоянным контролем знаний и умений обучающихся и оказанием необходимого объема помощи для преодоления каких-либо трудностей. Следует отметить, что текущий контроль осуществляется в при выполнении контрольных точек. Промежуточный контроль – это результат обработки текущего контроля по двум аттестационным периодам. Итоговый контроль проводится в форме экзамена и заключительного тестирования в конце семестра. Несомненно, что такой непрерывный контроль уровня учебных результатов студентов является важным компонентом образовательного процесса. При этом рейтинговая система, пришедшая на смену дискретно-сессионной оценке является более прогрессивной методикой. Применяемая нами методика формирования рейтинга обладает высокой степенью объективности в оценке результатов, хорошим уровнем дифференцировки в оценке уровня усвоения материала, минимизирует время на вычисление рейтингов, заставляет студентов регулярно работать на протяжении всего семестра. Программное обеспечение состоит из электронного компонента для преподавателя для выполнения настройки рейтинговой системы к требованиям дисциплины и рейтингового учета и контроля текущей учебной деятельности. Для студента электронный вариант необходим для имитационного моделирования процесса контрольных точек и мониторинга процесса формирования текущего рейтинга. Эти электронные компоненты представляются и преподавателям и студентам в начале семестра. Преподаватель может использовать такие возможности программы как настройка системы, которая адаптирует программное обеспечение к требованиям дисциплины путем ввода необходимых параметров: количество студентов в группе, даты проведения аттестаций, автоматический расчет рейтинга, количество контрольных точек в семестре с уровнем их значимости для автоматического расчета весовых коэффициентов, для штрафного и поощрительного процентов в качестве стимулирования ритмичной работы обучающихся в семестре. Еще одна функциональная возможность – это ввод исходных данных в виде результатов и фактических сроков выполнения контрольных точек. Кроме того может проводиться автоматическая обработка показателей учебной работы для промежуточной аттестации и получения ведомости по проведенному экзамену или зачету. Студент может выполнить следующие функции – имитационный ввод предполагаемых результатов выполнения контрольных точек, мониторинг и оценку фактических показателей своей работы в семестре, анализ успеваемости по гистограмме успеха, которая отражается преподавателем каждые две недели. По промежуточным результатам в течение семестра обе стороны могут вырабатывать индивидуальные стратегии обучения для обеспечения высокого рейтинга. Программа такого индивидуального рейтинг-контроля позволяет студенту следить за успеваемостью в семестре, прогнозировать конечный результат, изменяя свою деятельность в том направлении, которое будет для него более рациональным и целесообразным. В итоге программное обеспечение рейтинговой системы дает возможность и преподавателю и студентам в любой отрезок времени иметь достоверную информацию о результатах своей работы по избранному направлению. Используемая модель в обучении требует интенсивное использование вычислительной техники в качестве средства оперативного контроля и управления учебным процессом. Студентами предлагаются новые направления в выполнении необходимого объема работы, повышается активность на занятиях, так как усвоение им знаний находится под контролем самого обучающегося. В целом это способствует росту его ответственности за результаты собственной деятельности. В результате немноголетнего использования программного обеспечения контроля рейтинга мы выявили стойкое повышение организованности и самостоятельности студентов при изучении хирургической стоматологии, стабильность результатов успеваемости и даже ее рост.
|