Забайкальский государственный университет (г. Чита)
Эта статья была опубликована в сборнике научных трудов "Актуальные проблемы современной науки" c материалами Восьмой Международной Телеконференции (28 - 31 мая 2012 года).
В соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом специальности 271101.65 Строительство уникальных зданий и сооружений (профиль – Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений) в базовой части математического, естественно-научного и общетехнического цикла введена новая дисциплина «Химия в строительстве» (С.2.16). В текущем учебном году по данному направлению в университете обучается две группы студентов. Поэтому был разработан учебно-методический комплекс по предмету.
Курс запланирован на второй семестр обучения, после изучения общей химии. Трудоемкость – 108 часов (4 зачетных единицы), из них 72 аудиторных (36 ч. – лекции и 36 ч.- лабораторные работы). Весь курс был разделен на 5 модулей: 1) Свойства элементов и соединений – основы строительных материалов; 2) Природные строительные материалы; 3) Неорганические вяжущие вещества; 4) Органические вяжущие вещества; 5) Полимерные материалы. Сформирована программа лекционного курса. В процессе его подготовки основную трудность составлял недостаток учебной, методической и научной литературы в библиотечном фонде университета. Поэтому базой для информационного наполнения стали электронные ресурсы, доступные сети Интернет, большую часть которых составили документы сайтов www.edu.ru, библиотеки http://elibrary.ru/ и http://www.stroinauka.ru.
При разработке лабораторного практикума наряду с недостатком соответствующей учебной литературы, возможности были ограничены скудным материально-техническим обеспечением. С учетом этих условий были поставлены 11 лабораторных работ: «Вода как компонент строительных материалов и смесей: определение жесткости воды»; «Коррозия строительных материалов и роль воды в этом процессе: стабильность и агрессивность воды»; «Древесные строительные материалы: определение влажности и зольности»; «Химический и минеральный состав природного сырья для получения строительных материалов (свойства кремния и его соединений)»; «Свойства компонентов природного минерального сырья, используемого для производства строительных материалов (карбонатов, сульфатов, гидроксидов)»; «Стекло и изделия из него: исследование свойств и определение силикатного модуля жидкого стекла»; «Свойства металлов и строительных сплавов»; «Исследование физико-механических свойств и определение адсорбционной активности глинистой фракции грунта»; «Вяжущие материалы на основе оксида кальция»; «Свойства гидравлических вяжущих веществ»; «Свойства и идентификация полимеров, применяющихся в строительстве».
Самостоятельная работа студентов складывается из ряда заданий, выполняющихся в течение семестра и оценивающихся преподавателем. Среди них: конспектирование учебного материала, защита реферата, анализ научных статей, учебный проект (образовательная технология – метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении), составление таблицы «Формулы строительных материалов», отчеты по учебным экскурсиям на ООО Керамический завод «Мир» и ЗАО «Силикатный завод», а также подготовка к рубежному (письменные контрольные работы по каждому модулю) и итоговому (тестирование, традиционный экзамен) контролю.
Для оптимизации учебного процесса используется оригинальная балльно-рейтинговая система, подразумевающая оценку каждой формы обучения. В течение семестра студент может набрать 100 баллов за: посещение занятий – 18 баллов (б.); лабораторные работы – 20 б.; контрольные работы – 15 б.; конспекты – 10 б., реферат и анализ научной статьи – по 5 б., таблица по формулам, экскурсионные отчеты – по 2 б., выполнение учебного проекта – 15 б., итоговое тестирование – 10 б. Итоговый рейтинговый балл по дисциплине формируется как сумма баллов за экзамен и баллов, полученных в течение семестра за все виды учебных работ: 86–100 баллов – отлично; 75–85 б. – хорошо; 60–74 б. – удовлетворительно; 59 и менее баллов –неудовлетворительно.
В дальнейшем планируется расширение и углубление лекционного материала, разработка мультимедиа-комплекта, включающего презентации лекций, виртуальный лабораторный практикум, обучающие фильмы и другие информационно-коммуникационные приложения.
|