Нижегородская государственная медицинская академия
«Совершенно необходимой стороной преподавания паразитологии является изучение необходимого круга паразитов на конкретном материале с параллельным усвоением зоологических методов исследования паразитов и паразитолого-диагностических приемов при инвазионных болезнях» (Е.Н. Павловский, 1959).
Подготовка специалистов-медиков разных специальностей включает обязательное знание ими, как одного из важнейших элементов, основ паразитологии. Необходимость изучения паразитологии в медицинских ВУЗах по-прежнему не вызывает сомнения, несмотря на то, что в структуре заболеваемости современного человечества паразитарные болезни уже не занимают ведущих позиций. Это обусловлено самим явлением паразитизма, явлением сложнейшим с любой точки зрения – не только медицинской, но и биологической, экологической, эволюционной. Биология паразитизма пронизывает все уровни организации живого; экология его чрезвычайно многообразна; эволюционная же составляющая подразумевает у паразитарных систем опыт борьбы за существование, исчисляющийся сотнями и сотнями миллионов лет.
Результатом же этой работы в перспективе должно стать «правильное установление мероприятий по борьбе с паразитами и по профилактике трансмиссивных и инвазионных болезней человека» (Е.Н. Павловский, 1957).
Коллектив сотрудников кафедры биологии Нижегородской государственной медицинской академии разработали и в течение ряда последних лет применяют в практике изучения паразитологии учебно-методическое пособие «Биологические аспекты паразитарных болезней».
Пособие составлено в соответствии с программой по биологии для студентов высших медицинских учебных заведений и государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (Москва, 2000) по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология».
Пособие представляет собой сочетание учебника (теоретический материал о биологических аспектах медицинской паразитологии в изложении крупнейших отечественных авторитетов в области паразитологии и зоологии – Е.Н. Павловского, В.А. Догеля) и своеобразной «рабочей тетради», в которой студенты находят элементы альбома (для зарисовки морфологических признаков изучаемых видов паразитов, заполнения схем их жизненных циклов, сравнительных таблиц), а также задания для проверки знаний и примерные варианты предэкзаменационных тестов.
Применение пособия в учебном процессе, с одной стороны, позволяет рационально организовать работу студентов с теоретическим материалом вне и во время практических занятий с целью приобретению ими специфических паразитологических знаний, а с другой стороны, позволяет преподавателям осуществлять эффективный контроль за выполнением заданий, оперативно реагировать на процесс усвоения студентами необходимых знаний. Все это, в конечном итоге, формирует у будущего врача его профессиональную компетентность.
|