Горно-Алтайский государственный университет
Chirurgia divina medicina est.
Хирургия – божественная медицина.
Н.И. Мирон
Обучение в университете предусматривает профессиональную подготовку специалиста с высшим образованием, высшей культурой и высшей нравственностью. Каждый предмет имеет свою специфику и оттого, кто и как его преподаёт, во многом зависят уровень и качество знаний, умений и навыков, которые нужны студентам для предстоящей трудовой деятельности.
Хирургия относится к профилирующим (клиническим) дисциплинам, формирующим врача, способного в любое время вести борьбу за здоровье и жизнь пациентов с помощью операций. Научить студента оперировать – ещё не всё: будущему врачу нужно овладеть методами диагностики и консервативного лечения больных до, во время и после операции. Для того чтобы обучение было полноценным, преподаватель-хирург должен обладать высоким профессионализмом, широкой эрудицией и, несомненно, педагогической этикой и деонтологией.
В данной публикации автор в лаконичной форме делится некоторыми педагогическими нюансами многолетнего преподавания ветеринарной хирургии и латинского языка в высшей школе. Надеемся, что данный материал окажется интересным и полезным не только для тех, кто изучает и преподаёт хирургию. Итак: читаем и размышляем.
Хирургия – ты прекрасна!
• Среди всех наук на свете
Нет прекрасней, чем одна –
Королевой Хирургией
Называется она.
• Chirurgia bella et necessaria. Хирургия прекрасна и необходима.
• Хирургия! Что же это такое? Наука? Искусство? Врачебное ремесло? Хирургия – это и наука, хирургия – это и искусство, хирургия – это и ремесло в лучшем смысле этого слова. Хирургия – непременно ещё и философия, призвание и образ жизни её подданных.
• Философия – искусство мысли, литература – искусство слова, хирургия – искусство действия.
• Хирургия сродни философии.
• Величественную пальму хирургии питают золотые корни философии.
• Philosophia magistra chirurgiae est. Философия – учительница хирургии.
• Основное в хирургии – диалектика: хирург – пациенту, пациент – хирургу. Непрерывное развитие.
• Без диалектической логики, клинического мышления и деонтологии в хирургии не обойтись.
• Между хирургией и философией общего намного больше, чем кажется.
• Было бы странным: постигать хирургию, не пользуясь энергетикой философской мысли.
• Философия учит хирургов логично мыслить, рассуждать, делать выводы и принимать решения.
• Хирургия – золотой венец всех врачебных искусств.
• Chirurgia regina medicinae est. Хирургия – царица медицины.
• Хирургия – передний край медицины не только гуманитарной, но и ветеринарной
• Хирургия – это профессиональная романтика, помноженная на персональную ответственность хирурга за производство и исход оперативного вмешательства.
• Хирурги! Нелёгкую задачу мы на себя берём,
Так будем же гордиться чудесным ремеслом!
• Хирургия – это и наука, и искусство: нужны и знания, и умения, и талант. Она – удел смелых, мыслящих неординарно личностей, труд которых полон стрессов и парадоксов.
• Хирургическая деятельность полна радостями и тревогами, поисками и ошибками, поражениями и победами.
• Хирургия трудна – чем и прекрасна.
• Хирургия – это 1% везения и 99% потения.
• Настоящая хирургия порой рождается «вопреки», а не «благодаря».
• Хирургия требует от врача энергии, терпения, мужества и сильной воли. Воли!
• Золотой характер хирурга куётся железной волей.
• Воля поддерживает хирурга, как позвоночник – тело.
• Чтобы классно оперировать, нужно иметь не только силу воли, но и силу желания.
• Главным звеном волевого действия хирурга является исполнение принятого решения.
• Хирургия – это то, о чём хирург постоянно думает, размышляет и мечтает.
• В работе хирурга ясная голова и олимпийское спокойствие – прежде всего.
• В хирургии розы без шипов – не розы.
• Жизнь хирурга созвучна известному латинскому изречению «Aliis inserviendo consumor». Светя другим, сгораю сам.
• Талантливый хирург сжигает свечу своей профессиональной жизни одновременно с двух концов.
• Хирурги порой забывают, что жить придётся не дважды: сначала начерно, а потом – набело, а единожды. То что вечно под луной, не вечно под лампой бестеневой.
• В любую операцию хирург вкладывает душу, самого себя.
• Жизнь хирурга – это медленное сгорание в пламени операций.
• Хирургию любить – себя не щадить.
• Там, где бессильна терапия, выручает хирургия.
• Quae medicamentum non sanat, scalpellum sanat. Чего не излечивает лекарство, излечивает скальпель.
• Chirurgia est therapia cum scalpellum. Хирургия – это лечение скальпелем.
• In chirurgia optimum medicamentum scalpellum est. В хирургии лучшее лекарство – скальпель.
• Перед скальпелем все пациенты равны – хоть люди, хоть животные.
• Scalpellum rex instrumentorum chirurgicorum est. Скальпель – король хирургических инструментов.
• Для хирурга скальпель – всё равно, что для скрипача смычок, а для художника – кисть.
• Хирург без скальпеля – что дирижёр без палочки.
• Работа со скальпелем дисциплинирует хирурга, не позволяет ему думать о постороннем. Благодаря этому руки приобретают изящность движений, вырабатывают мастерство и виртуозность.
• Чтобы научиться владеть скальпелем, сначала нужно научиться владеть собой.
• В оркестре хирургии каждый играет на своём инструменте.
• Главный инструмент хирурга – его руки.
• Руки хирурга – бесценный инструмент, способный поднять техническое совершенство операций до высот искусства.
• В хирургии золотые руки стоят ничуть не меньше, чем светлые головы.
• Авторитет хирурга – в его руках.
• За лёгкостью движений рук хирурга годы упорного труда и множество операций.
• В хирургии, как известно, – всё самое-самое!
• В хирургии: всё во-первых и ничего во-вторых.
• Хирургия – уникальная наука, в ней всё переплетено: и теоретическое, и клиническое и экспериментальное.
• Один из великих козырей хирургии в том, что в ней нет предела новым идеям, новому творчеству и совершенству.
• В хирургии делают погоду не «такие», как все.
• Chirurgus novus poeta chirurgiae est. Хирург-новатор – поэт хирургии.
• Хирургу-новатору присуще находить новое там, где, казалось бы, всё уже сказано.
• Хирургический талант стремится блистать во всём вопреки и благодаря всему – во что бы то ни стало.
• Талантливый хирург – Пирогов в своём деле.
• Хирургический талант – золото разной пробы.
• Женщина-хирург – драгоценный сплав мужества, нежности и благородства. Она – самый красивый цветок в дивном саду хирургии.
• Хирурги преобразуют хирургию, хирургия преобразует хирургов.
• In operationibus chirurgic apparent. Хирурги познаются в операциях.
• Визитная карточка хирурга – его операции.
• Хирург, переставший оперировать, как роза, если в ней не будет шипов, то весь цветок теряет что-то неповторимое.
• Когда у хирурга нет хирургии, то и у хирургии нет хирурга.
• Любой хирург может стать Мастером при условии, что в своей деятельности будет руководствоваться триадой Бурденко: анатомической доступностью, технической возможностью и физиологической дозволенностью.
• Призвание хирурга испытывается интраоперационными трудностями и благородством по отношению к пациентам.
• Лидерство в хирургии основывается на профессиональном мастерстве и безупречной нравственности.
• Хирургическое мастерство – это вершина, окутанная облаками, за которыми – солнце признания.
• Хирург и врач – не совсем одно и то же. Хирург – врач обязательно. Врач – хирург не всегда.
• Клиническое мышление формирует врача, операция – хирурга.
• Быть врачом – это много, но быть хирургом – ещё больше.
• Хирургом становится лишь тот врач, в котором присутствует дух исследователя.
• Настоящий хирург – оперирующий терапевт.
• Poetis nascuntur, chirurgis fiunt. Поэтами рождаются, хирургами становятся.
• Первая заповедь хирурга – быть готовым к неожиданностям и стрессам в любое время дня и ночи.
• Главное в хирургии – не ждать, действовать. Действовать!
• Основной принцип работы хирурга: максимум ответственности – на себя.
• Ответственность в хирургии никогда не делится пополам.
• Хирург знает, что под лампой бестеневой он – сам себе рулевой.
• Компетентность хирурга проверяется в способности принимать экстренные решения, а профессионализм – в операциях.
• Решение делать операцию должно быть уверенным, твёрдым и убедительным. И никаких колебаний!
• Окончательное решение производить операцию хирург принимает у операционного стола.
• Отношение хирургов к операции: хирурги-оптимисты ищут показания, а хирурги-пессимысты – противопоказания.
• Девиз хирурга-клинициста: Nulla dies operationum. Ни дня без операций.
• Только ежедневные операции делают хирурга Мастером.
• Chirurgus verus operationibus amat. Настоящий хирург любит операции.
• Если операции – любимое дело, то это праздник, который всегда с хирургом.
• Ключевое слово в хирургии – «операция». Вот уж без чего невозможно представить хирургию, так это без операций.
• Non est chirurgia sine operacionum. Нет хирургии без операций.
• Operatio anima chirurgiae est. Операция – душа хирургии.
• Operatio perpetuum mobile chirurgiae est. Операция – вечный двигатель хирургии.
• Хирургия и операция – формула вечности.
• Chirurgiam ab operationum ornant. Хирургию украшают операции.
• Operatio est dira necessitas. Операция – суровая необходимость.
• Операция – последняя надежда спасти пациента.
• Operatio morbum vincit. Операция побеждает болезнь.
• Operare sive non operare question questiorum. Оперировать или не оперировать – вопрос вопросов.
• Возможность оперировать – ещё не значит браться за скальпель. Не всё, что разрезается – операция.
• Хороша та операция, которую не надо делать.
• Постановка хирургического диагноза – это решение задачи со многими неизвестными.
• Не следует забывать, что у пациента может быть сопутствующая патология, изменяющая классическую симптоматику основного заболевания. В таких случаях нелишне прибегнуть к консилиуму.
• Бывает, что начинающий хирург уверен, что он может больше, чем может…
• Искусство диагностировать имеет не меньшее значение, чем искусство оперировать.
• In quisque aegrotum diagnosis suus est. У каждого больного свой диагноз
• Если диагноз налицо и операция теоретически и практически возможна, то надо решиться на риск с надеждой на успех.
• Если постановка диагноза – поиск истины, то операция – констатация истины.
• Упущение благоприятного времени для начала операции – реально «смерти подобно».
• Каждая операция – очередной экзамен для хирурга.
• План операции – ещё не операция, а руководство к действию.
• Продумывание плана предстоящей операции – подготовка психики хирурга на случай ошибок и осложнений.
• Психологическая тренинг хирурга перед операцией – это спасательный круг на бурных волнах моря хирургии.
• Готовясь к операции, никогда не следует думать, что она будет неудачной. Ведь шахматист, какой бы ход ни делал, думает о победе.
• Хирургия – это риск. Только рискуя, хирург обретает мастерство и опыт.
• Операция – это творчество, связанное с риском. Если нет риска, то нет и творчества.
• Рискованные операции – это балансирование хирурга на острие гигантского скальпеля.
• В хирургии кто не рискует, тот – не хирург.
• Риск придаёт операциям великую цену.
• Хирург всегда оперирует suo periculo (на свой риск).
• Склонность к риску – одна из важнейших черт характера хирурга.
• Nullum chirurgian periculum sine periculo vincitur. Никакая хирургическая опасность не преодолевается без риска.
• Есть хирурги, предпочитающие лёгкие операции, а есть и такие, для которых нет неоперабельных пациентов.
• Взбивать хирургические коктейли научились многие, куда труднее выпекать чёрный хлеб хирургии.
• Хирург может убеждать только операциями. Никаким, даже самым искренним заверениям, коллеги не поверят
• Двух одинаковых хирургов, как и двух одинаковых операций, не бывает. Хирург хирургу рознь.
• У каждого хирурга своя коронная операция.
• Показательная операция – высший «пилотаж» хирургии.
• О мастерстве хирурга судят по тому, как он входит в операционную.
• In chirurgia sancta sanctorum est camera pro operationibus. В хирургии святая святых – операционная.
• Операционное поле – поле чудес, «возделывать» которое подвластно лишь хирургам.
• Операционный стол – это настенные часы, гири которых жизнь и смерть, а маятник – пациент.
• Семь раз отмерь, отрежь однажды –
В хирургии не даётся дважды.
• Бывает, что во время операции жизнь и смерть пациента соревнуются в перетягивании каната.
• Есть операции, в которых нить Ариадны безбожно рвётся.
• В ходе операции, как в калейдоскопе, всё время что-то меняется.
• Хирургические мгновения притягательны своей непредсказуемостью и неповторимостью.
• У хирургии свои законы. И во время операции бывает, что дважды два равно пяти.
• Математики считают, что кратчайшее расстояние между двумя точками – прямая. Однако в хирургии – это далеко не аксиома.
• В каждой операции, как в музыкальном произведении, есть своя кульминация.
• В операции главное качество, а не скорость, с которой она выполняется.
• Chirurge! Festina lente sed bene. Хирург! Спеши медленно, но верно. Этот лозунг должен быть законом при всех операциях: хоть малых, хоть больших.
• Хирург! Не спеши, когда не надо спешить.
• Мышление хирурга – это в первую очередь скорость решения умственных задач
• Быстроту мыслительных операций хирурга можно сравнить с виртуозностью мышления шахматиста во время блицтурнира.
• Bene operare est bene cogitare. Хорошо оперировать – значит хорошо мыслить.
• Мышление хирурга – это целая гамма ощущений, образов, идей и эмоций.
• Мышление образами и ассоциациями открывает доступ к тайнам большой хирургии.
• В операциях есть своя красота: они озаряют жизнь хирургов новыми мыслями, новыми идеями, новым творчеством.
• Во время сложной операции следует хоть на миг остановиться, обратить внимание на функцию жизненно важных органов и систем пациента. Как это полезно!
• В критические моменты операции сердце пациента отстукивает телеграммы надежды.
• В экстремальных, почти безвыходных интраоперационных ситуациях, хирург надеется на лучшее, но внутренне готовится и к худшему.
• Chirurgi! Vitae patientum mementote. Хирурги! Помните о жизни пациентов.
• Хладнокровие хирурга у операционного стола – плод колоссального самообладания, сосредоточенности и власти над собой.
• В ходе операции важно не только увидеть лес за деревьями, но и за лесом одно, отдельно стоящее дерево.
• В операции важнее не начать, а завершить.
• Чем ближе конец операции, тем сильнее она мобилизует хирурга.
• Каждый накладываемый на рану шов – приближение к завершению операции.
• Момента пробуждения пациента от наркоза хирурги ожидают в молчаливом напряжении, затаив дыхание.
• Finis operationis esr initium periodis postoperationis. Конец операции – начало послеоперационного периода.
• Хирург, оперирующий с энтузиазмом, чувствует себя после операции превосходно, так как освободился от избытка эмоциональной энергии.
• Operatio fortunatа: veni, feci, vici. Удачная операция: пришёл, сделал, победил.
• Мастерски выполненная операция – произведение хирургического искусства.
• Как художник создаёт картину, так и хирург создаёт операцию. Создаёт!
• Операция рождается на глазах: разве это не чудо?
• Глядя, как оперируют мастера хирургии, можно подумать, что нет на свете науки более простой, чем хирургия.
• Отточенное мастерство – вот качество, на овладение которым хирурги тратят годы.
• Показательные операции – высший «пилотаж» хирургии.
• In operationibus chirurgi apparent. Хирурги познаются в операциях.
• Хирурги – творцы и герои своих операций.
• В чём секрет мастерства и творчества хирурга? Его нет. А просто надо любить своё дело и оперировать, оперировать, оперировать.
• Сказать, что хирургам нравится хирургия – ещё ничего не сказать. Хирурги живут хирургией!
• Для истинного хирурга хирургия – родная стихия.
• Чтобы любить хирургию, надо успевать восхищаться ею.
• Хирурги бывают двух категорий: одни думают, что они – боги, а другие – уверены в этом.
• Истинный Мастер хирургии – это всегда Личность.
• Каждый хирург пишет свои страницы хирургии.
• Право на свой голос в хирургии даётся операциями и всем, что с ними связано.
• Все хирурги начинают одинаково – с первой операции. Дальше у каждого своя судьба.
Обучение хирургии
• Путь в чудесный мир хирургии начинается с мечты, интереса и склонности к ней.
• Интерес к хирургии, творящей чудеса, во все времена, огромен.
• Интерес к хирургии – ключ к её познанию.
• Для того чтобы склонность к хирургии проявилась, иногда достаточно незначительного эмоционального импульса от увиденного или услышанного.
• Стремление к хирургии определяется волей, принудить которую невозможно.
• Выбор хирургии – это поступок, на который способен решиться далеко не каждый.
• Студент – это ученик, дарованный преподавателям самой судьбой.
• Студент и преподаватель созданы друг для друга.
• Студент без преподавателя – что луна без солнца.
• Преподаватель и студент – две ноты, без одной из которых струны педагогической лиры не издают благозвучного аккорда.
• Первая встреча преподавателя хирургии со студентами всегда волнующая. Это не только новые для тебя люди, но и ещё и то новое, что они несут в себе – все вместе и каждый в отдельности.
• Задача каждого преподавателя – научить студентов любить делать то, что они должны делать – учиться. Учиться!
• Все студенты способны и талантливы. Вопрос лишь в том, кто их учит, как учит и чему учит.
• В каждом студенте есть семена света и добра. И задача преподавателя – помочь этим семенам взойти.
• Обязанность преподавателя – разглядеть в каждом студенте творческую искру. Нужно не только увидеть её, но и не дать погаснуть.
• Талантливый педагог способен открыть и развить в студенте такие качества, о которых он даже не подозревал.
• Работа с одним студентом – путь ко всем.
• Ab uno studenti disce omnes. По одному студенту узнай всех.
• Коллега! Какой бы вы учебный процесс ни проводили, войдя в аудиторию, мысленно поблагодарите студентов за то, что пришли на Встречу с Вами, подумайте о Них с педагогической любовью. Обязательно улыбнитесь, ведь улыбка – Ваш волшебный инструмент.
• Улыбка педагога говорит: «Вы мне нравитесь. Я рад вас видеть!». Чаще улыбайтесь, коллега! Ведь Вы – Учитель!
• Общаться со студентами с улыбкой и добрым словом, с признательностью и вниманием – беспроигрышная тактика в обучении и воспитании.
• Педагогическая улыбка – чудотворное средство, нивелирующее настроение аудитории, каким бы оно ни было.
• Преподаватель хирургии – живой учебник хирургии. Его творчество, талант и опыт – лучшее учебное руководство для студентов.
• Учитель хирургии должен быть «трижды» воспитанным: во-первых, как просто образованный и интеллигентный человек, во-вторых, как педагог, обладающий врачебной этикой и деонтологией, и в-третьих, как хирург-профессионал.
• Преподаватель хирургии должен обладать двойным мышлением: оригинальным педагогическим и неординарным клиническим.
• Хирург-преподаватель должен располагать такими качествами, какие хочет видеть в своих учениках.
• Большую ответственность за подготовку учеников чувствовал Н.И. Пирогов: «Пусть учится только тот, кто хочет учиться – это его дело. Но кто хочет у меня учится, тот должен чему-нибудь научиться – это моё дело. Так должен думать каждый совестливый преподаватель.
• Воспитать хирурга может только хирург.
• Любой студент будет успешно учиться, если к его интеллектуальному замку подобрать соответствующий дидактический ключ.
• Все студенты могут быть отличниками: у одних – золотая голова, у других – золотые руки.
• От хорошего студента до хорошего хирурга рукой подать.
• Студент учится в зависимости от того, как он относится к своему учителю. Предмет – дело вторичное.
• С первого дня обучения на кафедре студентов нужно ориентировать на то, что хирург – это прежде всего врач, а потом уже хирург. Что, кроме овладения техникой оперирования, нужно уметь «читать» и лечить пациента.
• Если будущий врач-хирург усвоит и осознает всё, что от него зависит, он научится не только мастерски оперировать, но и будет соблюдать профессиональную этику и деонтологию.
• Хирургия – один из тех профилирующих предметов, где студент может максимально раскрыть свои склонности, способности и дарования.
• Хирургия учит студента приложить полученные знания к делу. Поэтому, помимо знаний, студент должен овладеть и мастерством оперирования.
• В обучении хирургии учебное, научное и практическое – синонимы.
• Ведущее значение в подготовке студентов по хирургии имеет рациональное сочетание теории с практикой, лекций с практическими занятиями.
• Накопление знаний, умений и опыта в хирургии – процесс перманентный, требующий постоянной систематической учёбы и в теории, и в практике.
• Развитие технических навыков необходимо будущему хирургу, как знание букв для свободного начертания письменных знаков.
• Преподавание хирургии можно сравнить с преподаванием музыки. Если на занятиях только вести разговор о музыке, а музыка не звучит, то никакого музыкального воспитания не будет. Так и в операциях, если обучать им, что называется, на пальцах.
• Можно много читать, можно много воображать, можно много наблюдать, но чтобы делать операции, нужны умения, которые обретаются только личным участием студентов в операциях.
• Планируя операцию, надо думать не только об усвоении новой информации, но и о создании условий для самовыражения студентов.
• Коллеги! Если хотите, чтобы ваши студенты превзошли вас, дайте им возможность зажечь от вашего солнца знаний свои факелы.
• Sol scientiarum viam ad stellas felicitatis monstrat. Солнце знаний показывает путь к звёздам.
• На практических занятиях по хирургии важно, чтобы каждый студент ощутил окрыляющую силу успеха от лично выполненной операции.
• На занятиях – не себя показать, а студентов посмотреть и в каждом увидеть Личность!
• На занятиях по хирургии мало «рассказать», надо ещё и «показать». Первое без второго – имитация хирургии.
• Операцию лучше один раз показать, чем десять раз о ней рассказать.
• In chirurgia factiones sunt potentiora verbis. В хирургии действия сильнее слов.
• Самое правильное и действенное обучение хирургии состоит в активном участии каждого студента в операциях. Естественно, что вначале следует освоить простые вмешательства, а затем, по мере накопления опыта и овладения техникой, переходить к более сложным вмешательствам.
• В хирургии «сразу» и «вдруг» не бывает. Всё имеет свою логическую последовательность.
• Обучение хирургии должно быть воспитанием способности не только хорошо оперировать, но и логически мыслить.
• Хирургия, будучи особым видом искусства, должна преподаваться по её, хирургическим, законам.
• С самого начала обучения хирургии студенты должны освоить и неукоснительно соблюдать три важнейших условных рефлекса: асептический, инструментальный и тканевой.
• Асептика и антисептика – законы хирургии, требующие неукоснительного соблюдения всегда и везде, где бы ни производились операции.
• Учебная операция – это педагогический процесс, переходящий с уровня воспроизведения на уровень творчества.
• Учебная операция – это хирургический факел, который может быть передан только из рук в руки.
• Замечательно, когда знания передаются одновременно и вербально, и мануально.
• Высшую познавательную активность студентов обеспечивает принцип обучения: «Делайте, как я, делайте вместе со мной, делайте лучше меня!».
• Сочетание рассказа и показа в обучении хирургии – просто необходимо.
• В обучении хирургическому искусству эффективный метод убеждения – пример преподавателя, демонстрирующего свой профессионализм, что называется, на глазах у своих учеников.
• Мастерски выполненная операция вызывает у студентов неподдельное восхищение.
• Пример учителя – ученикам наука.
• Положительный пример приобретает обучающую и воспитательную силу в том случае, если он органически связан с подлинным профессионализмом и высокими нравственными качествами преподавателя.
• Личный пример преподавателя хирургии – великая сила, и в обучении студентов оперативной технике не может сравниться ни с каким другим педагогическим приёмом.
• Иной молодой преподаватель способен продемонстрировать такой мастер-класс, что умудрённому опытом коллеге ничего не остаётся как с удовольствием снять колпак и сказать: «Bravissimo!» Как это замечательно!
• Magister docet studentes bene operare. Преподаватель учит студентов хорошо оперировать.
• Operare operando discimus. Мы учимся оперировать, оперируя.
• Играя на скрипке, становятся скрипачами, оперируя – хирургами.
• Познание в хирургии начитается с удивления.
• Многие студенты, увидев операцию, понимают, что хирургия – это искусство, которому стоит учиться.
• Обучаясь во Львовской высшей ветеринарной школе и увидев, как виртуозно и легко оперировал профессор Лев Заяц, я ощутил: хирургия – моя стихия. Оказалось – навсегда.
• Уникальные операции учителей-хирургов помнит не одно поколение студентов.
• Операция вызывает у студентов бурю положительных эмоций и чувств.
• Переживания во время выполнения операции развивают эмоциональную память, взаимодействующую с органами чувств.
• Кульминационные моменты операции непременно запечатлеваются в памяти студентов и непроизвольно запоминаются.
• Каждая учебная операция – по-своему запоминающаяся.
• Только увидев операцию, можно ею восхищаться.
• Передать всю красоту хирургической операции словами невозможно, её надо видеть!
• Классно выполняемой операцией можно любоваться, как произведением искусства.
• Со стороны операция кажется такой простой и одновременно такой сложной.
• В обучении хирургическому искусству важно, чтобы студент ощутил окрыляющую силу успеха от лично выполненной операции.
• Преподаватель должен сделать всё возможное, чтобы максимально раскрылись способности и дарования студента.
• Коллеги! Предоставьте каждому (!) студенту почувствовать и пережить радость открытия, успеха и удовлетворённости от познавательного процесса в операциях.
• Студентам нравится демонстрировать факт реализации своих способностей.
• Хирургическая операция для студентов – это форма самовыражения и самоутверждения, обретение профессиональной уверенности в себе.
• Операция позволяет студенту ощутить значимость своего «Я».
• Когда студент приступает к первой операции, у него случается стресс. Преподаватель не должен допустить перерастания обычного, рабочего стресса, в суперстресс. Очень важно «переключить» студента на проявление сильных сторон характера и воли. Здесь пригодится аналогия напутствия тренера боксёру перед боем на ринге.
• Чтобы оперировать без напряжения, следует сначала расслабиться, а затем сосредоточиться и заставить все мышцы и нервы действовать координированно.
• Педагогически важно научить юного хирурга сосредоточивать внимание не только на технической стороне операции, но и на состоянии оперируемого пациента.
• Когда студент оперирует, его учитель должен быть предельно тактичным, доброжелательным и снисходительным. О резкости, неудовлетворённости или раздражённости с его стороны не может быть и речи. Поменьше критики, побольше нравственности, коллеги!
• Быть толерантным и тактичным – нравственная обязанность каждого, кто учит.
• Magistri chirurgiae! Cum studentibus nil nisi bene! Преподаватели хирургии! Со студентами ничего – кроме хорошего!
• Collega! Semper mementote, quod Vos – Magister! Коллега! Всегда помните, что Вы – Учитель!
• Хоть в обучении, хоть в воспитании лучшая связь – нравственная.
• Преподаватель должен обращать внимание не на недостатки, а на достоинства студента.
• Лучше переоценить студента, чем недооценить.
• Каждое слово преподавателя должно не только учить, но и воспитывать.
• Поведение преподавателя хирургии в отношении студентов должно быть безупречным. Он не вправе забывать, что он для – студентов, а не студенты – для него. Ведь именно от преподавателя зависит то, чему научатся его ученики во время освоения хирургии.
• Если во время операции студент медлит, не надо его торопить. У него вырабатываются своя манера и свой темп работы с инструментами.
• Хирурга-педагога радует чертёжная чёткость разреза тканей, выполняемая студентом lege artis (по правилам искусства).
• Оперирующий студент – герой практического занятия.
• На занятиях по хирургии очень важно, чтобы каждый студент ощутил окрыляющую силу успеха от лично выполненной операции.
• Первая хирургическая операция – это первый шаг к хирургическому Олимпу.
• Чудеса в хирургии начинаются не с первой лекции, а с первой операции.
• Нигде так не раскрывается личность студента, как при первой операции.
• Участие в операциях развивает способности студента, повышает его настроение, стимулирует работу не только мозга, но и всего организма.
• Операции стимулируют мышление, способность воспринимать информацию, решать задачи, делать выбор, принимать решение.
• Операция своей бесспорной наглядностью способствует развитию образного мышления и творчества студентов.
• Chirurgia docet recte cogitare. Хирургия учит правильно мыслить.
• Хирургия даёт студентам возможность самостоятельно принимать решения, творчески мыслить и действовать.
• Занятия по хирургии приносят студентам радость творчества, радость открытия нового и радость успеха.
• На занятиях по хирургии студенты учатся не только оперировать, но и побеждать.
• Во время выполнения операции наступает момент, когда в студенте что-то как будто «включается», и он – уже не тот, что был раньше.
• Выполняя операцию, студенты удивляют меня своей изобретательностью, своими, раскрывающимися словно цветок, способностями и дарованиями.
• Иногда в первой же операции студент каким-то непостижимым образом способен заявить о себе как о хирурге больших потенциальных возможностей.
• Первая операция даёт опыт для выполнения последующих, более сложных оперативных вмешательств.
• Учить студентов принимать решения и нести личную ответственность за операцию – важная составная подготовки хирургов.
• Переживания во время выполнения операции развивают эмоциональную память, взаимодействующую с органами чувств.
• Чем сильнее эмоции, тем сильнее они врезаются в память.
• Активизация памяти, мышления и чувств студента – всё это даёт хирургическая операция
• Мне профессионально нравится, когда у оперирующего студента горят глаза. Это означает, что ему нравится хирургия.
• Необычайно красиво сияют глаза и лицо студента, ощутившего прелесть победы над самим собой в момент операции.
• Преодолев себя, студент вознаграждается восторгом и гордостью от лично выполненной операции.
• Операции – замечательная школа воспитания характера и воли. Они учат студентов твёрдости и стойкости в отношении самих себя.
• Первая операция по своей эмоциональной насыщенности не может сравниться ни с каким другим врачебным пособием.
• Впервые самостоятельно выполнив операцию, студент чувствует себя хирургом. Ещё бы: ведь он – создатель операции!
• Operatio prima est passus primus in mundum chirurgiae. Первая операция – первый шаг в мир хирургии.
• Первая операция, как первая любовь, незабываемая.
• Нет хирурга, который бы забыл свою первую операцию.
• Поздравление студента с первой операцией – выше всяких похвал и запоминается юному хирургу на всю жизнь.
• Сказать студенту: «Поздравляю Вас, коллега! Операция прошла блестяще» – что-то да значит.
• Похвала оказывает на студента чудотворное действие.
• Похвала для студента – что лекарство для пациента.
• Весьма важно поощрять любую попытку студента что-то изменить усовершенствовать, улучшить в операциях. Эти творческие искры – признак таланта. Их надо видеть и всячески стимулировать.
• Любая операция может повториться, кроме первой.
• После первой операции для многих студентов хирургия становится самым любимым предметом. И они с удовольствием начинают заниматься в научном кружке.
• В первых самостоятельных операциях студента брезжит восходящая звезда хирургии.
• Каждая операция – это самоутверждение студента как хирурга.
• В каждой лично выполненной операции у студента усиливается чувство собственного достоинства, уверенности в себе и гордость за избранную профессию врача.
• Многократно повторяя операции, студент развивает хирургические рефлексы, совершенствует умения, обретает навыки, а с ними и опыт.
• Чем больше операций студент сделает, тем больше он хирург, а значит и врач.
• Вооружив студента рациональными оперативными приёмами, преподаватель освобождает его от длительного пути «проб и ошибок».
• Хирургия пробуждает у студентов истинную врачебную любознательность.
• Хирургическая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира студента.
• Хирургическое великолепие студентов – результат творческой работы многих педагогов, рационально использующих межпредметные связи.
• Операции дарят студентам радость овладения новым.
• Систематическое участие студентов в операциях помогает им обрести веру в себя, рождает энтузиазм и вдохновение.
• Хирургия учит, воспитывает и развивает всех, кто испытал на себе её магическое воздействие.
• Увлечение хирургией означает, что студент может стать великим хирургом.
• Операции наполняют душу студентов изумлением, вдохновением и желанием «резать» ещё и ещё.
• Хирургическая операция для студентов – это форма самовыражения и самоутверждения, обретение профессиональной уверенности в себе.
• Операция – это тот случай, когда студент может блеснуть своими дарованиями и превзойти самого себя.
• Операции трансформирует знания и умения в навыки и опыт. Они играют важную роль в постижении студентами искусства врачевания.
• Студенты с интересом изучают и хорошо знают хирургию по той простой причине, что в момент выполнения операций у них ad maximum (максимально) напряжены все органы чувств (!). И наоборот, чем меньше органов чувств задействованы в мыслительный процесс, тем слабее будет запоминание. Это относится не только к хирургии, но и к любому предмету.
• Студенты «железно» запоминают только ту научную информацию, в добывании которой участвуют: зрение – visus, движение – kinesis, слух – auditus. Идеально, если есть возможность ощутить ещё вкус – gustus и запах – odor.
• Студенты старших курсов с большим вниманием слушают лекции о тех операциях, которые они делали сами. В таких случаях лекционный диалог превращается в обмен опытом, является профессионально интересным и максимально эффективным как для лектора, так для его юных коллег.
• Обучение хирургии «от проблемы – к знаниям» имеет то преимущество над обучением «от знаний – к проблеме», что опыт опережает теорию, и что оно реализуется на фоне максимального напряжения внимания и органов чувств студентов. Ясно, что первая скрипка в этом оркестре – преподаватель.
• В голове студентов удерживаются в первую очередь те знания, которые применялись ими на практике. Операции – тому подтверждение.
• Нет студента, который бы не заметил, как прочно запоминается именно то, что связано с переживанием во время хирургической операции. Вот почему информация, не затрагивающая клавиатуру чувств студентов, забывается быстрее, чем эмоционально переживаемая.
• При выполнении операции руки студента работают в пользу ума. Здесь если и не хочешь, так запомнишь. Это связано с тем, что панорама операции, её убеждающая наглядность создаётся на глазах у студентов, при их непосредственном участии.
• Знания, обретённые при интраоперационном эмоциональном напряжении более ценны, чем преподнесённые только вербально.
• Один час операции научит студента больше, чем один день теоретических объяснений.
• В хирургии лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать.
• Studentes amplius oculis, quam auribus credunt. Студенты больше верят глазам, чем ушам.
• Операция – это впечатляющая, запоминающаяся зрелищность, которую не заменит никакая актёрская имитация.
• Клиническая хирургия наполняет душу студентов особой, ни с чем не сравнимой творческой энергетикой.
• В операциях студенты познают себя: свои плюсы и минусы, свои способности и темперамент.
• Для того чтобы студент уверенно оперировал, надо дать ему право на ошибку, а в случае возникновения – помочь исправить её. Сознание этого раскрепощает юного хирурга, предупреждает развитие стресса.
• Оперирующий студент имеет право на ошибку, преподаватель – никогда.
• Коллеги преподаватели! В операциях будьте щедры в разделении «лавров» со студентами. Помните, что доброе слово оказывает на человека вдохновляющее действие.
• Хирург-педагог должен уметь смотреть на себя глазами студентов. И если он в чём-то не прав или ошибся, то, как учил гениальный Пирогов, признать это сразу и решительно, сказав: «Mea culpa! Моя вина!». Ах, как это трудно сказать начинающему преподавателю!
• Когда преподаватель делится со студентами своими ошибками, то они ещё больше уважают его.
• Признание преподавателем своих ошибок – это нравственный поступок, совесть не на словах, а на деле.
• В учебном процессе по хирургии преподаватель не только учит студентов, но и сам учится у них.
• Semper magister verus studens est. Настоящий преподаватель – всегда студент.
• Когда преподаватель что-то объясняет, то человеком, который в данный момент обучается с наибольшей интенсивностью, является именно он, а уж потом – студенты.
• In multo studens magister professoris est. Студент во многом учитель преподавателя.
• Быть учеником своих учеников – подлинное педагогическое счастье.
• Студентов так нужно учить, чтобы было у кого учиться.
• Специфика педагогического процесса в хирургии состоит в том, что труд преподавателя и труд студентов в момент оперативного вмешательства сливается воедино, образуя профессиональное сотворчество.
• Творческое «Я» талантливого преподавателя трансформируется в студенческое сотворческое – «Мы».
• Есть операции, от которых студенты и преподаватель испытывают взаимный восторг.
• Вершина обучения – это когда преподаватель учит студентов, а студенты друг друга и преподавателя.
• Наблюдать за взаимообучением, взаимовоспитанием и взаимоуважением студентов на операциях и быть в роли их консультанта – это воплощение в реальность мечты учителя не только хирургии. Это новое – соционика и не забытое старое – декурии Яна Амоса Коменского.
• Изумительно, когда на занятиях преподаватель выступает в роли консультанта и поощряет самостоятельность и инициативу студентов.
• Если во время операции студенты советуются друг с другом и работают на равных, они взаимно интеллектуально и нравственно обогащаются.
• Когда один студент учит другого, то это означает, что один алмаз полирует другой.
• Академические занятия по хирургии – это уроки вдохновения, творчества и энтузиазма, азарта, споров и вопросов.
• Те умения и способности, которые демонстрируют студенты при выполнении операций, являются показателем того, что они могут достигнуть в будущем.
• Помочь студентам профессионально и интеллектуально возвыситься до идеала и вместе с ними подняться на ту же высоту – педагогическое достижение, о котором мечтает каждый преподаватель.
• К концу обучения хирургии студенты всё меньше нуждаются в помощи своего учителя.
• Отдельные студенты привлекают внимание преподавателей своими способностями и подлинным интересом к хирургии. Они-то в дальнейшем и пополняют ряды хирургов.
• У многих студентов есть мечта – стать хирургами-профессионалами. Да будет так!
• Между словами «хочу стать хирургом» и «я – хирург» большое расстояние во времени и пространстве.
• Стать хирургом и быть хирургом – совсем не одно и то же.
• Хирургия стремится к таланту, если талант стремится к хирургии.
• Врачу, желающему посвятить себя хирургии: начните с того, что Вы собой представляете, и что Вы знаете и умеете. Имейте в виду, что Вам придётся учиться на опыте и ошибках – собственных!
• На пути к берегу мечты хирурга ждут великие испытания операциями.
• В хирургии мечты одно, а реальность – совсем другое.
• В хирургии разница между словами «хотеть» и «мочь» – колоссальная.
• В хирургии, да и не только в ней, желания никогда не выходят за пределы своих возможностей.
• Хирургия требует от врача самоотверженности и самоотрешённости. Разве все готовы на такие жертвы?
• Хирургия – тяжёлый крест, нести который не всякому врачу – по плечу.
• Испытание хирургией выдерживают не все, желающие стать хирургами.
• Хирургия принимает человека или отвергает сразу.
• Большинство людей созданы для малого. И лишь отдельным выдающимся личностям удаётся подняться выше себя, познать величие одной их чудесных наук – Хирургии.
• Стать и быть хирургом – вопрос принципиальный.
• Via in chirurgiam via aspera est. Дорога в хирургию – трудная дорога.
• В хирургию врачи приходят не одной дорогой, а каждый своей.
• Приятно, когда ряды хирургов пополняют молодые таланты, наделённые оригинальным мышлением и широкой врачебной эрудицией, вызывающие изумление и восхищение.
• Кто в хирургии приживётся, ума и таланта наберётся.
• Стать учеником великого учёного-хирурга – мечта тех, что решил посвятить себя служению хирургии.
• В становлении хирурга большую роль играет школа и личность первого учителя.
• Учитель хирургии, которого можно назвать отцом, дважды учитель, дважды хирург.
• Воспринимая от своих учителей всё лучшее, что они давали, хирург должен выработать свой стиль, свой почерк, свой ритм в работе.
• Без любви к пациентам и любви к операциям невозможно стать и быть великим хирургом.
• У подножия Эвереста хирургии стоит много талантов, но никто не может сказать, кто из них сумеет подняться на его вершину.
• Восхождение к вершинам хирургии – сложный, зигзагообразный и тернистый путь.
• Признание в хирургии – это отрадные лучи, проходящие сквозь линзу творчества.
• На хирургическом небосклоне одна звезда спешит сменить другую.
• Каждая эпоха рождает своих великих хирургов.
• В хирургии ежегодно зажигается и гаснет множество звёзд. Но путеводная звезда – Николай Иванович Пирогов – по-прежнему светит.
• О, великий Пирогов,
Учитель всех хирургов!
Твоё Имя навсегда –
Лучезарная звезда.
• Восходящие звёзды хирургии! Читайте Пирогова, учитесь у Пирогова, равняйтесь на Пирогова!
• Приобщение к слову Пирогова оставляет яркий отблеск в душе хирургов.
• Пирогов в хирургии – что Пушкин в поэзии: semper primus (всегда первый).
• Пирогов заслонил собой не только хирургов своей эпохи, но и нынешних. Ибо Гений хирургии у нас один – Он.
• Дух и творчество Пирогова можно сравнить с многогранным алмазом, который в какую сторону ни поверни, отливает радугой.
• Pirogov – noster magister, nostra gloria et nostrum sol est. Пирогов – наш учитель, наша слава и наше солнце.
• Долг каждого хирурга – быть причастным к тому, чтобы хирургия так возвышалась над всеми науками, как Эверест – над остальными вершинами мира.
Николай МИРОН
ГИМН МОЛОДОМУ ХИРУРГУ
Хирург мой! трудна твоя дорога:
По ней тебе нелёгкий крест нести.
Тебе страдать придётся очень много,
Чтоб mirabile dictu1 обрести.
Но будь, как лев, в себе уверен:
Веди борьбу за жизнь всегда!
Какие б сложности ни встретил,
Не падай духом никогда.
С сердцем Данко, книгой и наукой
Ты взойдёшь на светлый Эверест,
Если не разлучишься с азбукой:
Medicus medico amicus est2.
В чудных лучах солнца Пирогова
Ты пройдёшь свой благородный путь.
В момент побед и огорчений
Учителей и Школу не забудь!
Через много лет, коллега-сан,
Будете, как Листер и Бергман,
Подарите восходящим звёздам:
Ave, Chirurgia3-талисман!
________
1 Достойное удивления.
2 Врач врачу – друг.
3 Здравствуй, Хирургия!
|