Кемеровский государственный университет (г. Кемерово)
Понятие архетипа, впервые введенное К. Юнгом, в настоящее время широко применяется в различных сферах науки, в том числе и в языкознании. В настоящей работе рассматривается применение понятия «архетип» к анализу структуры и семантики древнего фольклорного текста, примером которого может служить второй Мерзебургский заговор (далее – МЗ), написанный на древневерхненемецком языке в VIII в. Данный заговор является одним из самых древних памятников немецкого языка.
Кратко обрисуем основные элементы фабулы второго МЗ. Боги Фол (другое имя – Бальдр, молодой бог, бог леса и растительности) и Водан (верховный бог в германо-скандинавском пантеоне) отправились в лес, но по дороге конь Бальдра сломал себе ногу. Тогда Водан вместе с многочисленными женскими божествами (среди них – богиня Фрейя, одна из верховных божеств древнегерманского пантеона, а также солярные божества Сунна и Синтгунт) приходят на помощь раненому коню и все вместе читают заговор для его излечения. Оканчивается заговор оптативной формулой, направленной на конечный результат: «Кровь к крови, кость к кости, сустав к суставу да соединятся» [8: c. 9-10].
В некотором смысле центральными фигурами в фабуле данного заговора являются Бальдр и Водан. Бальдр – поскольку именно происшествие с его конем служит завязкой фабулы, Водан – поскольку именно его участие в творении заговора предопределяет его успех. В эддической мифологии Бальдр также является одним из главнейших персонажей, истории о его убийстве посвящено несколько песен в «Старшей Эдде» и целый отрывок («Видение Гюльви», дисл. Gylfaginning) в «Младшей Эдде». В самой первой из песен «Старшей Эдды» - «Прорицании вёльвы» (дисл. Völuspa) гибель Бальдра служит одним из признаков грядущей гибели мира [5: c. 30-31].
Аллюзия на этот эддический миф в неявном виде, вероятно, присутствует и во втором МЗ – это сам мотив ранения (но пока еще не смертельного) живого существа, связанного (или принадлежащего) богу Бальдру. Совместными усилиями остальных богов попытка превращения порядка в хаос была предотвращена, но так или иначе грядущая гибель Бальдра наступит (как об этом пишет Е. М. Мелетинский: «Жертвоприношение Бальдра подготовило превращение космоса в хаос» [4]).
По-видимому, история, связанная с Бальдром и представленная в фабуле второго МЗ, является своего рода одинической мистерией [1]. Схоже пишут об этом и Т. В. Топорова, сообщая о том, что во втором МЗ представлен обряд воинской инициации, проводимой Одином/Воданом над Бальдром посредством поединка с ним [6: c. 92-93], и Е. М. Мелетинский («Ритуальным прообразом этого мифа, по-видимому, является воинская инициация» [4]). Я де Фрис также считает убийство Бальдра в эддическом мифе своеобразным жертвоприношением Одину (цит. по [1]) (таким образом, ранение коня Бальдра в МЗ можно трактовать как «символическую жертву»). Последователи Дж. Дж. Фрэзера прямо связывают миф о смерти Бальдра с теорией о царе-маге [7: c. 638-639], периодически умерщвляемом или выставляющим вместо себя жертву-заместителя [1]. В частности, как упоминалось несколькими строками выше, и при данной трактовке можно считать раненого коня Бальдра жертвой-заместителем.
Теперь рассмотрим всех персонажей заговора с точки зрения четырех основных сезонных архетипов. Всего мужских персонажей в заговоре два – Бальдр и Водан. Женских же персонажей четыре, причем они сгруппированы попарно: Фрейя и Фолла, Сингунт и Сунна, причем в тексте особо подчеркивается, что женские персонажи в парах являются сестрами (дословно: “Thu biguoleil Sinthgunt, Sunna ira suistar, thu biguoleil Frua, Volla ira suistar” [8: c. 9-10]). Соответственно, они могут обладать определенной схожестью в своих функциях.
Бальдр – это бог света, бог молодой, пробуждающейся природы, имеет отношение к солярному культу. В частности, это выражается в его номинации, восходящей к прагерманскому *Baldraz и, соответственно, к праиндоевропейскому корню *bhel- [9], имевшему значения «сиять», «сверкать», а также «светлый». Недаром в эддической поэзии Бальдр назван «светлейшим из асов». Второе имя Бальдра – Фол (двн. Phol) восходит к праиндоевропейскому корню *pel- [9], среди значений которого в частности «набухать», «лить», «бить ключом», «изобиловать» [9]. Мотив изобилия существенен для понимания образа Бальдра [6: c. 92-93] , он подчеркивает плодородную сторону этого божества, его функцию как источника производящей, творящей силы. На основании этого Бальдра можно отнести к весеннему мужскому архетипу: «Первый мужской архетип, весенний, архетип Любящего. Он восприимчив; ласков, нежен, его черты — привязанность, потребность раствориться в партнере… Негативная сторона этого архетипа — зависимость» [2].
Водан (Один) – верховный бог, повелитель, носитель мудрости и магической силы. Именно благодаря его участию в сотворении заговора удалось излечить раненого коня Бальдра (дословно в тексте сказано: «Тогда заговорил ее Водан, так хорошо, как он это мог» - «Thu biguoleil Wodan so he vola conda» [8: c. 9-10]). Тем не менее, Один никак не проявляет себя в заговорной фабуле параллельно с женскими персонажами, он вступает в действие только после них. Кроме того, если принять теорию о том, что фабула второго МЗ – это, по сути, одиническая мистерия, то Водан проявляет в ней себя не только как исцеляющий бог-маг («светлая» сторона образа Водана/Одина), но и как воин, и как бог войны, и как покровитель воинских обрядов (его «темная» сторона). Таким образом, можно прийти к выводу, что образ Водана является многокомпонентным, в нем проявляют себя сразу три архетипа – летний, осенний и зимний: «Второй архетип, летний, — это архетип Короля, сидящего на троне и оттуда повелевающего. Король мало двигается, все крутится вокруг него и во имя его… Король «на горе», он правит, он носитель силы и власти» [2], «Третий архетип, осенний — это архетип воина, способного действовать, ставить цели, бороться, преодолевать препятствия. Его основные качества — импульсивность, воинственность и сила воли. Негативная сторона этого архетипа — агрессивность, жестокость» [2], «Четвертый архетип, зимний, — Маг, в смысле мудрец. Он накопил знания, постиг высшие законы мироздания, обрел опыт, философию, познал иерархию, его могущество состоит во владении истинными именами вещей. В Маге, как в отшельнике, старце, мудреце, присутствует интеграция с анимой. Это уже интегрированный смешанный вариант» [2] (заметим, что интеграция с анимой проявляется в образе Водана/Одина в том, что он – единственный мужской персонаж, творящий заклинания наряду с женскими).
Теперь рассмотрим проявления четырех базовых архетипов в женских персонажах второго МЗ. Фрейя (двн. Frua) является одной из верховных богинь в германо-скандинавском пантеоне, она – носительница магической и производящей силы. Само ее имя – Frua – буквально означает «госпожа» и восходит к праиндоевропейскому корню *per- [9], означающему «выдвинуться вперед», «двигаться вперед». В связи с этим правомерна также трактовка образа Фрейи как женщины-матери и женщины-хранительницы очага (двн. Frua, но гр. πύρ «огонь», гот. fraujinon «управлять домом» [3: c. 92-93]). Таким образом, становится понятным, что образ Фрейи также относится к летнему архетипу Королевы, образующему пару с архетипом Короля – с Воданом. Вместе с тем в заговоре Фрейя выступает как носительница магии, успешно применяющая ее в различных целях. Эти черты соответствуют четвертому сезонному архетипу – зимнему архетипу, архетипу Жрицы: «Это носительница высших знаний, мудрости» [2]. Следовательно, образ Фрейи амбивалентен, в нем присутствуют черты двух противопоставленных архетипов.
Образ богини Фоллы (двн. Volla) во многом схож с образом Фола-Бальдра: ее имя также восходит к корню *pel- [9], о значениях которого упомянуто выше, в ее образе также присутствует черты, относящиеся к плодородию и изобильности. Фолла относится к группе т.н. ванов – аграрных божеств, связанных с культом плодородия, тем самым она полностью соответствует чертам весеннего архетипа, как и Бальдр.
Образ богини Синтгунт (двн. Sinthgunt) имеет внутреннюю форму, буквально означающую «битву в пути имеющая» [6: c. 127-128]. Поскольку речь идет о солярном божестве, то, вероятнее всего, речь идет о битве Солнца с неким хтоническим чудовищем, пытающимся поглотить его (схожая мифологема встречается в «Старшей Эдде», где Солнце пытается поглотить чудовищный волк). На основании этого Синтгунт можно отнести к осеннему архетипу – Женщины-Воительницы, сражающейся на равных со хтоническими чудовищами. Богиня Сунна же (двн. Sunna) относится к весеннему архетипу, поскольку является солярным божеством, персонифицирующим Солнце и его свет, дающий всему жизнь.
Теперь, на основании вышесказанного можно попытаться интерпретировать фабулу заговора. Бальдр-Фол и Фолла обладают этимологически схожими именами и подобными функциями. Это соответствует сродству, симбиотичности весеннего архетипа. Сунна также относится к весеннему архетипу, но никак не взаимодействует с вышеупомянутой парой Водан и Фрейя независимы друг от друга, никак не пересекаются во всем действии и не взаимодействуют друг с другом. С одной стороны, это «подчеркивает амбивалентность и сомнения Лета» [2], с другой же – «отражает изолированность, потусторонность соответствующие Зиме» [2], что характерно для данных персонажей, поскольку они обладают чертами, присущими нескольким архетипам. И, наконец, осенний архетип Воительницы представлен здесь в положительном ключе – это богиня Синтгунт, помогающая остальным богам при творении заклинаний.
Таким образом, если интерпретировать глобально, то перед нами рассказ о переходе от порядка к хаосу в бытии и обратно. Если рассматривать в меньших масштабах, то перед нами рассказ о циклической смене сезонов. При этом «символическую гибель» Бальдра можно считать переходным звеном от одного сезона к другому, от лета к зиме, от порядка к хаосу. В самом деле, фабула заговора начинается с того, что весенний бог Бальдр вместе с Воданом (который, напомним, имеет черты нескольких архетипов) направляется в лес. По пути конь Бальдра получает ранение (см. выше о «символической жертве»), что можно интерпретировать как символическую гибель Бальдра и проявление осенних черт архетипа у Водана, который посвящает его в свои мистерии, выступая тут в роли воина и покровителя воинских инициаций (проявление «темной» стороны осеннего архетипа). «Символическая жертва» - переход от порядка к хаосу, от одного сезона к другому. Затем в действие вступают божества, имеющие черты как весеннего, дающего новую жизнь, архетипа (Фолла, Сунна), так и зимнего архетипа, архетипа Жреца, Мага (Фрейя, Водан), пытающегося с помощью своих магии и знаний восстановить порядок. Вместе с тем, Фрейя, наряду с Воданом, проявляет и черты летнего архетипа: она верховная богиня, принимающая участие в сотворении заклинания, без ее участия оно вряд ли бы имело какой-либо успех. Вместе с тем, Водан также обнаруживает черты летнего архетипа, он как бы стоит надо всем и «замыкает собой» заклинание, творя его «так хорошо, как он это может». И наконец, в сотворении заклинания участвует богиня Синтгунт – проявление положительной стороны осеннего архетипа, противоположная в этом качестве Водану, покровителю жестоких воинских инициаций. Путем совместного участия данных божеств в сотворении заговора происходит исцеление раненого коня Бальдра, а тем самым и восстановление хаоса в порядок.
Таким образом, мифологическая основа данного заговора – это миф о превращении хаоса в порядок и обратно. Метафорически говоря, миф о Бальдре – это миф о «новом возрождении»: «драма Бальдра становится залогом не только смерти, но и обновления мира» [2].
Литература:
1. Бедненко Г. Б. Смерть Бальдра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://norse.ulver.com/articles/bednenko/baldrsdeath.html
2. Лопухина Е. В. Архетип сезонности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mythodrama.ucoz.ru/index/0-99
3. Маковский М. М. Краткий этимологический словарь-тезаурус индоевропейских языков. Изд. 3-е. [Текст]/ М. М. Маковский – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 200 с.
4. Мелетинский Е. М. Скандинавская мифология как система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/meletinsky10.htm
5. Старшая Эдда: эпос/ пер. с древнеисл. А. Корсуна. [Текст]– СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. – 464 с.
6. Топорова Т. В. Язык и стиль древнегерманских заговоров. [Текст]/Т. В. Топорова – М.: Эдиториал УРСС, 1996 – 214 с.
7. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. [Текст]/Дж. Дж. Фрэзер; пер. с англ. М. К. Рыклина. –М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. – 767 с.
8. Хрестоматия по истории немецкого языка./ сост. Чемоданов Н. С. [Текст]/ Н. С. Чемоданов – изд. 2-е, доп. – М.: Высшая школа, 1978. – 288 с.
9. Pokorny J. Indogermanisches etymologisches Wörterbuch [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dnghu.org/indoeuropean.html
|