Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» (г. Казань)
В статье кратко изложены в основном концептуальные аспекты профилактики асоциальных явлений. Целью совместной работы школы и родителей является сохранение здоровья школьников.
Сохранение и укрепление здоровья – стратегическое, масштабное направление в системе образования во всем мире. Оно осуществляется с использованием современных наработок, богатейшего опыта прошлых поколений разных народов и при активном содействии общества, является одним из путей реализации планов модернизации российского образования, сохранение нации, её генофонда, обеспечения развития общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Следовательно, одна из важнейших проблем современной школы - укрепление здоровья людей с детского возраста, формирование у школьников здорового образа жизни, как важнейшей человеческой ценности [1].
Большую часть дня (более 70% времени) дети проводят в школе. Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим социальным этапом детства – получением среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов. К сожалению, далеко не всегда это влияние положительно. Многочисленные исследования показывают, что за годы обучения в школе возрастает количество детей, имеющих нарушения зрения и осанки, приобретающих заболевания органов пищеварения и расстройство деятельности центральной нервной системы, что влияет как на качество освоения ими учебного материала, так и на социализацию школьников. Различные неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков асоциального поведения. Показатели состояния здоровья школьников ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. В настоящее время менее 5% учащихся младших классов школы могут считаться абсолютно здоровыми. В последние десятилетия в силу снижения внимания общества к детям и подросткам высокой частоты стрессов в повседневной жизни привело к росту большого числа детей и подростков, употребляющих табак, алкоголь психоактивные вещества химической природы. Уменьшение учреждений для досуга ребенка, занятий физической культурой и спортом на спортивных секциях активно этому способствует [2].
Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей. Здоровье является признаком культуры. Оно дает здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни. Данная программа разработана и составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Стратегия развития образования в РТ на 2010-2015 годы «Килэчэк».
Исходя из изложенного выше текста, одной из главных целей в работе педагогического коллектива сегодня становится формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни. Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам.
Целью здоровьесберегающей программы «Школа-территория здоровья» (автор программы Жукова О.В.) является формирование творческой, стремящейся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личности учащегося, создание условий для гармоничного развития личности школьников на основе анализа данных о состоянии здоровья, индивидуальных особенностей, социальных аспектов развития ребенка.
Основным принципом здоровьесберегающего обучения является принцип психологической комфортности рациональность образовательного процесса. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов образовательного процесса; создание в школе и на уроке атмосферы, расковывающей детей. Реализация принципа психологической комфортности позволяет нашим учителям не только укрепить эмоциональное состояние своих воспитанников, но и повысить их работоспособность и творческую активность.
Большое значение в сохранение работоспособности и укреплении здоровья имеет правильная организация не только учебной недели, но и каждого урока. Информационные перегрузки в сочетании с постоянным дефицитом времени – ведущие факторы нарушения функционального состояния и психического здоровья школьников. Рациональная организация урока предполагает не только учет продолжительности его отдельных моментов, но, что еще более важно, соблюдение оптимального темпа учебной деятельности школьников. Учитывая это, мы стараемся целесообразно распределять учебную нагрузку, как в течение урока, так и в течение дня и недели. С этой целью в школе введены дни своеобразной разгрузки, в ходе которых организуются экскурсии, прогулки; на 25-й минуте каждого урока проводятся физкультминутки.
Главное правило, которого придерживаются все работники школы: «Сделай так, чтобы ребенку стало полезно, находится в школе, чтобы он совершенствовался и физически и духовно». Реализовать его во многом помогает система планирования работы по организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Направления деятельности программы: 1. Информационное обеспечение – сбор информации о состоянии здоровья обучающихся. 2. Методическое обеспечение – стимулирование и повышение педагогического мастерства учителей. 3. Работа с обучающимися – воспитание у школьников потребности в ведении здорового образа жизни. 4. Работа с педагогическими кадрами - создание условий для использования педагогами здоровьесберегающих технологий. 5. Работа с родителями – ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска, организация педагогического сотрудничества со школой. 6. Контроль, анализ и регулирование выполнения программы – выявление и коррекция состояния и результатов работы.
Программа дает школьнику возможность поэтапного открытия в себе главных психологических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно - моторных увязок, эмоциональных колебаний и т.д. Она учит методам конструктивного переживания внутренних конфликтов. Однако изменение поведения школьника немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов и всего персонала школы. С изменением всего уклада школы в направлении здоровья можно ожидать реальных результатов в изменении отношения к здоровью учеников.
Поэлементно программа здоровье проходит в различных областях знаний, в основном базируясь на предметах естественно-научного цикла.
Основой структуирования программы по модульному принципу выступает системный подход, при котором изучаемая система рассматривается состоящей из элементов – модулей с определенными связями между ними. Построение программы по одним и тем же разделам позволяет осуществлять интеграцию и модульный принцип преподнесения. В рамках кружка рассматриваются вопросы по профилактике асоциальных явлений.
Одно из направлений работы по профилактике употребления ПАВ является работа с семьей. Семейное (домашнее) воспитание является первой ступенью воспитательно-образовательной системы в нашей стране. Сегодня подавляющее большинство детей до 3-х лет и значительное количество – до школы воспитываются только в семье. Упущенные в этом возрасте возможности для развития ребенка восполнить позднее в полной мере почти нереально. Поэтому так актуальна проблема педагогического всеобуча родителей.
Семья выполняет роль базиса для реализации задатков и способностей человека, важнейшим социальным институтом, располагающим широким диапазоном уникальных средств влияния на формирование и саморазвитие личности. Поэтому особое место в системе развития семейного воспитания уделяется:
- пропаганде семейных ценностей, формирование основ педагогической культуры
(на родительских собраниях, конференциях); помощь обучающимся в определении своего поведения в семье (ролевые игры).
Целью школы в работе с семьей является налаживание эффективного взаимодействия школы и семьи по социализации школьника. Она осуществляется по следующим направлениям: индивидуализация учебного процесса с учетом образовательных потребностей семьи; включение в образовательные программы по различным предметам тем, затрагивающих семейные отношения; предоставление дополнительных образовательных услуг по вопросам семьи; психологическая поддержка ребенка в сложных семейных отношениях; профилактика тревожных состояний ребенка, стрессов и кризисов возрастного развития; просвещение родителей по вопросам физического и психологического развития школьника; обмен опытом по использованию эффективных методов воспитания ребенка в школе; защита прав ребенка; профилактика асоциального поведения детей; проведение различных совместных школьно-семейных мероприятий.
С учащимися школы проводятся месячники по профилактике асоциальных явлений, в которых включены: классные часы, конкурсы плакатов, спортивные игры, беседы и др.
Исходя из изложенного выше текста, здоровье в широком смысле этого слова выступает как одна из целей в процессе получения образования и как средство достижения целей образования - формирование гармонично развитой, здоровой физически и психологически личности.
Таким образом, современный подход к медицинскому обеспечению подрастающего поколения основан на концепции активного формирования здоровья, подразумевающей не только лечение и предупреждение заболеваний, но и действия, направленные его укрепление. Непрерывное наблюдение за физическим, психологическим и социальным развитием ребенка, проведение комплексных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие, оздоровление, формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, требует интеграции деятельности медицинской, психологической и педагогической служб. Школа, в которой учащиеся проводят большую часть своего времени, может стать оптимальной базой для такого межведомственного взаимодействия и выступить в роли центра активного формирования и поддержания здоровья.
Литература
1. Жукова О.В. Здоровье: Психологическое сопровождение образовательной программы «Здоровье»//Здоровье.- 2010.-№2. – С.28-30.
2. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами/Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи/Под ред. Г.Н. Тростанецкой. Москва, 2002. -С.34.
|
Комментарии
2013-02-2715:01:34 Прошу прощения за возможный формализм, но что Вы подразумеваете под термином "концептуальный"? Он используется в когнитивном смысле? Если же нет, то в каком, хотелось бы уточнить?