Уральская медицинская академия, Екатеринбург
Эта статья была опубликована в сборнике научных трудов "Актуальные проблемы современной науки" c материалами Восьмой Международной Телеконференции (28 - 31 мая 2012 года).
Наука о человеке, его здоровье и болезнях, является наиболее сложной и проблематичной. Поэтому медицинское образование традиционно отличается присутст-вием в нем творческого начала, при разработке технологии учебного процесса в том числе.
Мы коснемся в данном сообщении организационно-методических приемов и принципов учебного процесса при изучении фундаментально-прикладной дисциплины – оперативной хирургии и топографической анатомии. Последние десятилетия прошлого и нынешнего столетий высшее образование находится в состоянии развития, преобразования и совершенствования. Связано это главным образом с использованием в учебном процессе компьютерных технологий, а также с изменившимися организационно-правовыми соотношениями между кафедрами медицинской академии и лечебными учреждениями. В этих условиях очень важно найти разумное соотношение между традиционными и новыми технологиями организации учебного процесса. Традиционно медицинское образование включало изучение «теоретических», фундаментальных и «клинических» дисциплин. Последние преподавались и сегодня преподаются на клинических базах, в лечебных учреждениях. Особенностью отечественного высшего медицинского образования явилась организация в середине Х1Х столетия фундаментально-прикладной дисциплины – оперативной хирургии и топографичекой анатомии, которая по идее Н.И.Пирогова призвана была найти разумные соотношения между «теоретическими» и «клиническими» дисциплинами, дать возможность обучающимся превратить теоретические знания в прикладные, практические навыки. По этому принципу и сегодня проходит организация учебного процесса в высших медицинских учебных заведениях.
Вместе с тем, появилась тенденция подмены традиционных методов и технологий организации учебного процесса, в основном, компьютерными технологиями. Сегодня многие учебные заведения фактически исключили работу с препаратами и лабораторными животными на «теоретических» кафедрах, с реальными больными на «клинических» кафедрах. Опасность этой подмены в том, что исключается возможность достичь высоких уровней усвоения модулей по целому ряду дисциплин, осо-бенно фундаментально-прикладных.
Планируемые уровни усвоения учебных элементов по каждому разделу (модулю) дисциплины, которые следует учитывать при организации контроля степени усвоения дисциплины, согласно принципам педагогики и психологии нижеследующие: первый уровень – «знание-знакомство»; второй уровень – «знание-воспроизведение»; третий уровень – «знания – практические навыки» (и умения). На основании выполненного научного исследования по педагогике высшей школы в 80-е годы прошлого века мы посчитали целесообразным для высших учебных заведений медицинского профиля, кроме названных, выделить четвертый уровень усвоения, творческий – «знание-творчество».
Каждому из планируемых уровней усвоения учебных элементов дисциплины должны соответствовать конкретные формы организации учебной деятельности студентов. Если первый и в определенной степени второй уровень может быть достигнут и лекционной формой учебной работы, то третий, да и второй главным образом, — только высокоорганизованными практическими занятиями. Но в основном как третий уровень, так, особенно, четвертый – могут быть достигнуты только высокоорганизованной самостоятельной работой «малой группой» как на практическом занятии, так, особенно, в дополнительное время.
Когда мы говорим о высокоорганизованной самостоятельной работе (как на практическом занятии, так и в дополнительное время), прежде всего, имеем в виду достаточное методическое, материально-техническое и организационное обеспечение этой формы учебной деятельности.
Методическое обеспечение учебной деятельности студентов по разным ее формам осуществлено изданными кафедрой «Методическими разработками», в которых учебный материал разделов (модулей) и тем занятий распределен по формам учебной деятельности (лекция, практическое занятие, самостоятельная работа) с максимальным исключением дублирования на них учебных элементов. По каждой форме учебной деятельности также изданы методические указания и среди них – по лекционной работе, по практическим занятиям, по самостоятельной работе («Указания по самостоятельной работе», «Практические навыки»).
Материально-техническое обеспечение включает, прежде всего, изготовление достаточного количества учебных препаратов по топографии областей, полостей и органов, изготовление, во-вторых, музейных препаратов по всем областям как по топографии, так и по технике типичных операций в этих областях, наличие, в третьих, достаточного количества органокомплексов для оборудования максимально возможного числа рабочих мест для самостоятельной работы по изучению препаратов и вы-полнению практических навыков, и, наконец, выдачу студентам необходимых для их работы наборов хирургических инструментов.
Организационное обеспечение сводится к предоставлению возможности работать на кафедре студентам в вечерние часы, в связи с чем лаборанты и преподаватели работают в две смены. Обеспечены консультация студентов, учет их самостоятельной работы с препаратами и усвоения практических навыков.
Что касается четвертого уровня усвоения, отдельным студентам или «малым группам» студентов, по их желанию, предоставляется возможность работать по индивидуальным программам, заранее составленным, подробно обсужденным, в виде учебно-исследовательской работы (в рамках учебной программы) или научно-исследовательской работы (по тематике научной работы кафедры). Таким студентам предоставляется возможность огласить результаты их исследований на учебных лекциях (при совпадении тематики), на заседаниях кружка, на научных конференциях и в публикациях.
В структуре учебного процесса как его составляющая важное место занимает непрерывная объективная оценка степени усвоения учебного материала по дисциплине. Спору не вызывают формы контроля, которые должны быть разными и соответствовать планируемому уровню усвоения дисциплины.
По каждому виду учебной деятельности и соответствующим им уровням усвоения учебных элементов дисциплины используются разные виды контроля и измерения степени знаний, умений и практических навыков.
Учебные элементы второго уровня усвоения (в основном лекционный материал) мы оцениваем, во-первых, тестовым контролем, во-вторых, анализом работы студентов по лекционной форме занятий, в-третьих, методом опроса на практических занятиях и на зачетах.
Учебные элементы третьего уровня усвоения оцениваем умением студентов четко ориентироваться по вопросам топографической анатомии и оперативной хирургии (материал практических занятий и самостоятельной работы) по учебным препаратам, а практические навыки – выполнением оперативных приемов на объекте, в операционном поле. Самые важные учебные элементы этого уровня усвоения оцениваются также на зачетах по разделам (модулям) дисциплины, а также на зачете по практическим навыкам по всему курсу.
Эти кратко изложенные соотношения между структурой учебного процесса и способами оценки результатов работы каждого студента и составляют основу рейтинговой оценки, которая также используется с 80-ых годов прошлого столетия по ори-гинальной методике, разработанной на кафедре.
Колоссальную роль в организации практических занятий могло бы сыграть территориальное, а, возможно, и административное объединение кафедр морфологического цикла в учебно-научно-производственный институт. Возможность беспрепятст-венно работать по усвоению практических навыков по оперативной хирургии на базах прозектур как для студентов, так, особенно, для интернов, ординаторов, аспирантов и врачей, вне всякого сомнения, способствовала бы повышению качественного уровня подготовки по дисциплине.
И, наконец, по организации циклов занятий по оперативной хирургии и топографической анатомии для интернов хирургических специальностей, крайне необходимо (кроме вышесказанного) возобновить необоснованно утерянную возможность осваивать практические навыки по технике выполнения хирургических операций с использованием лабораторных животных. Самостоятельную работу в реальных условиях операционной для повышения качественного уровня подготовки специалистов хирургического профиля подменить попросту нечем. А всякие тому препятствия суть мракобесие!
Здесь мы коснулись лишь некоторых вопросов структуры учебного процесса по оперативной хирургии и топографической анатомии, которые имеют решающее значение в повышении качественного уровня подготовки специалистов. Но организационно методические проблемы по обеспечению творческого уровня усвоения материала (модулей) зависят далеко не только от кафедры.
|