Воронежский институт экономики и социального управления
Производство локальных общественных благ является одним из важнейших элементов в экономической системе муниципальных образований. Зачастую состояние экономики многих муниципальных образований характеризуется деформацией структуры производства локальных общественных благ, что требует концептуального решения проблемы коренного изменения отношения к результатам функционирования различных секторов экономики и рынка при производстве локальных общественных благ.
Под локальными общественными благами понимается вид общественных благ, производство и потребление которых ограниченно территориальными границами определенного муниципального образования.
Производство данных благ обусловливается потребностями организации совместного проживания людей в рамках муниципального образования, как социального феномена, а потребление возможно при принадлежности к определенной группе (население муниципального образования), или в случае пребывания на его территории. [2;с.4]
Проблемы производства локальных общественных благ исследовались в рамках теории региональной экономики в анализе экономики города в работах следующих авторов: фон. И. Тюнен, А. Вебер, А. Геттер, В. Кристаллер, А. Лёш, У. Изард, Ф. Перру, Дж. Фридман и др.
Присущие свойства чистым общественным благам неконкуренция в потреблении блага – если при любом заданном уровне производства предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю. И свойство неисключения в потреблении блага, при котором люди не могут быть исключены из сферы потребления блага.[1;с.504] по мнению Э.Линдаля, исключают возможность производства общественных благ по средствам рынка. В отличие от чистых общественных благ у локальных общественных благ свойства неконкурентности и неисключения из потребления блага выражены в умеренной степени, что позволяет производить данный вид благ в различных секторах экономики.
Одним из возможных вариантов производства локальных общественных благ в различных секторах экономики является использование системы «общего котла», когда участники сообщества делегируют промежуточной организации заказ производства определенного вида локального общественного блага. При этом финансирование производства блага осуществляется за счет участников сообщества.
Применение системы общего котла осуществляется в работе государственных и местных органах власти, некоммерческих организаций и благотворительных фондов, ЖКХ. Привлечение промежуточных организаций для производства локальных общественных благ вызвано ростом спроса населения на локальные общественные блага с повышенной их качественной составляющей. Применение системы общего котла в секторе жилищно - коммунального хозяйства, связано с необходимостью уменьшить финансовую нагрузку на бюджеты и создать условия для привлечения инвестиций в отрасль.
Литература
1. Пиндайк Р. , Рубенфельд Д. микроэкономика: Сокр.пер.с анг./ Науч.ред.: и др. – М.: «Экономика», «Дело», 1992.- 510с.
2. Сорокина Т.И. Влияние урбанизации на проблемы производства общественных благ в транзитивной экономике: автореф. дис. …канд. экон. наук. Челябинск., 2006.
|