1 Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук » (Киров)
2 Вятский государственный гуманитарный университет (Киров)
Ежегодно, в течение 15 лет, в Лицее естественных наук проводятся эколого-географические экспедиции. Лицеисты побывали в Подосиновском, Вятско-Полянском, Малмыжском, Уржумском, Нолинском, Нагорском, Слободском, Кирово-Чепецком, Советском, Тужинском, Котельничевском, Оричевском, Арбажском, Куменском, Синегорском, Верхнекамском, Даровском, Орловском , Юрьянском районах Кировской области; проплыли по р. Вятке от пгт Кирс Верхнекамского района до пгт Шурма Уржумского района, по р. Пижма от границы Кировской и Нижегородской области до г. Слободского, по рекам Кобре, Летке и Моломе.[1-3]
Цель экспедиций: воспитание творческой, социально- активной личности, человека- решателя, бережно относящегося к природе родного края, знающего историю и культуру народа Вятского края.
Задачи экспедиций:
1. ориентация учащихся на получение профессий ученого-эколога, инженера-эколога, лаборанта экологии и многих других профессий, связанных с экологией;
2. формирование системы знаний и умений о законах и связях в природе и системе «Природа – Человек – Общество»; знаний истории и культуры народов, населяющих территорию Вятского края;
3. привитие умений и навыков исследовательской и экспериментальной деятельности при изучении экологического состояния природы родного края, поиску и изучению экспонатов этнографии;
4. развитие творческих качеств учащихся в процессе выполнения исследовательской деятельности;
5. привитие умений и навыков туристической деятельности, основанной на самоуправлении, творческой и организаторской активности;
6. воспитание экологического мировоззрения, любви к Родине на основании практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды, исторических и природных памятников родного края.
Во время экспедиций проводятся исследования боров методом лихеноиндикации; анализируется химический состав питьевой, озерной, речной и родниковой вод; определяется радиационный фон территорий; проводятся геоботанические исследования лугов и лесов; отбираются пробы воды для микробиологических исследований; определяется состояние хвои и расстояние между мутовками подроста сосны; замеряется скорость течения реки, ее глубина, температура воды и воздуха и другие географо-экологические показатели. Руководили экспедициями ученые (Л.А. Зубарева, кандидат биологических наук; О.И. Балезина, кандидат эниологических наук; З.П. Макаренко, кандидат технических наук; С.Ю. Маракулина, кандидат биологических наук), преподаватели ВятГГУ (С.А. Полубоярцев, Ю.В. Шапков - старшие преподаватели кафедры физического воспитания); педагоги лицея (С.В. Плетнева, учитель математики, инструктор по туризму; Э.В.Филиппов, учитель истории; В.И. Югрин, учитель географии, В.В. Баранова, учитель географии). Во время экспедиций учащиеся беседовали с местным населением, встречались с районными инспекторами по охране окружающей среды, специалистами заповедника «Нургуш».
По результатам экспедиций подготовлено 15 проектов. Защита экспедиционных проектов проходила на областных научно-практических конференциях юных исследователей окружающей среды и школьного экологического мониторинга "Человек и природа"; Молодежных Циолковских Чтениях на секции «Космос, медицина, экология»; Всероссийских конкурсах исследовательских работ «Юниор »; Российских молодёжных научных и инженерных выставках молодых учёных "Шаг в будущее"; Московских конференциях научно-исследовательских работ на иностранных языках «Лингва»; Всероссийских научных конференциях молодых исследователей "Шаг в будущее" с международным участием; Всероссийских и Региональных юношеских Чтениях имени В.И. Вернадского; региональных конгрессах молодых исследователей "Шаг в будущее"; конкурсах экологических проектов «Человек на Земле» и «Зеленая планета».
Все участники вышеперечисленных форумов награждены Дипломами и Грамотами. Отчеты по экспедициям передаются в Департамент экологии и природопользования Кировской области. Об экологической экспедиции печатаются статьи в лицейской газете, журналах и газетах Кировской области. 4 автора экспедиционных проектов учатся на кафедре «Промышленная экология» МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1 автор – в РХТУ им. Д.И. Менделеева, 3 автора – на кафедрах биотехнологии и охраны окружающей среды ВГУ. То есть участие в экспедициях и защита проектов на различных форумах способствовали выбору направления для продолжения образования и получения специальности, связанной с наукой экологией.
Большинство участников экспедиций учатся в вузах на специальностях с экологической направленностью, а выпускники вузов окончили аспирантуру, защитили диссертации и работают на кафедрах вузов, в лаборатории ВОДОКАНАЛА, Департамента экологии и природопользования Кировской области, проектного института «Биотин» и других природоохранных учреждениях г. Кирова.
Список литературы:
1. . Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие [Текст] /Под ред. Т.Я. Ашихминой.М.: Академический Проект,2005. – 416с.
2. О состоянии окружающей природной среды Кировской области в 2010 году ( Региональный доклад) / Под общей редакцией А.В. Албеговой.Киров: ООО «Триада плюс», 2011. — 188 с.
3. Макаренко З.П., Фарафонова В.В., Поярков Ю.А.., Баранова В.В., Полубоярцев С..А, Шапков Ю.В. Экологическая оценка реки Чепцы и ее притоков по маршруту байдарочной экспедиции от п.г.т. Фаленки Фаленского района до г. Кирово-Чепецка . [Текст]. В сб. «Экология родного края»: проблемы и пути их решения: Материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием.Книга 1 (23-25 апреля 2012г. – Киров: ООО «Лобань»,2012. –С.
|