Флуктуации, стремящиеся к нулю
(артефакты)
|
Флуктуации
|
Функции
|
Структура
|
(Педагогическая)
методология – это учение о
|
разработке
(конструктивизме)
категорий
(«азбуки»)
педагогики
|
основаниях
оценки педагогической
деятельности
|
методах
познания,
методах
исследования,
применении знаний
|
системе знаний
(структурировании
дисциплин системы образования)
|
Методология
отражает взаимоотношения между
|
феноменами
|
данными
|
методами
|
теориями**
|
Категории
[в зависимости от подразумеваемого
смысла
и
взаимосочетаний положение в тетраде будет разное /это пасьянс/])
|
Цель
Принципы
Значимость для практики
(технологического
конструкта)
|
Актуальность
Новизна
Задачи
Факты
Значимость
для творчества
|
Методы
Проблема
Гипотезы
Значимость
для теории
Поэтапные алгоритмы
|
Объект исследования
Предмет
Тема
Положения
Законы
«Табличные» алгоритмы (схемы)
|
Ведущие
методологии
|
Герменевтика /
«Кибернетика»
|
Синергетика
|
Диалектика
|
Метафизика
(«скелет;
макет»)
|
Смыслы-? /
Конструкты
|
Вероятности
|
Корреляции
|
Законы
|
Законы
диалектики (Гегеля)
|
Закон
отрицания отрицания
(усложнение /смена/
уровней
понимания)
|
Закон
спиралевидного
развития
|
Закон единства
и борьбы противо-положностей
(смена работы
ЛП и ПП, сон-бодрствование …/)
|
Переход количественных
изменений
(накопления знаний) в качественные
(понимание)
|
Октада
методов [К-Д]
|
Абстрагирование
–
Идеализация
|
Сравнение-Оценка
(= флуктуации)
|
Анализ-Синтез
(= процедуры)
|
Индукция-Дедукция
(= раскладка)
|
Реконструктивно-герменевтические
методы à 4
(см. следующую тетраду)
|
Математическая
и
статистическая
обработка
|
Аналитико-количественные методы
à 4:
- Разработка системы категорий
- Интерпретация количественных
результатов
- Количественный анализ
- Атрибуция (приложение) категорий **
|
- Осмысление;
редукция текста
|
-
Интерпретации
текста
|
- Новый текст;
написание
когерентного
текста
|
-? Поиск смыслового центра и структуры текста **
|
Детерминизм
|
смысловой,
целевой /артефактный/
|
стохастический
|
причинно-следственный
(во времени)
|
системный
(в частности, табличный)
|
Науки
|
Феноменология
(не наука)
|
Постнеклассическая
«наука»
|
Неклассическая
наука
|
Классическая
наука
|
Психология
|
Биология
|
Химия
|
Физика
|
Математика /
Философия
|
Психофизика
Психохимия
|
Биофизика
Биохимия
|
Физика
Химия*
|
Психология
|
Социальная
психология
(табу …)
|
Психобиология
(психосоматика)
|
Психохимия
|
Психофизика
|
Удовлетворение
(успокоение)
|
Мотивация
|
Чувства,
ощущения
|
Реализация
|
Память /
Бессознательное
(сознание сна
…)
|
Сознание
|
Научение
|
Сети
(нейронов) –
итог
(структуризация)
|
Смысл
[Семантика-?]
/
Ценность
|
?
(Мнение о смысле;
соотнесение с
ценностными установками
/= выбор; бифуркация/)
|
Означаемое
(значение
знака)
|
Знаки [Семиотика] à Сочетания знаков
(формулы, слова, пикограммы-?
…) [ЛП] /
Знаки иконические
(рисунки) [ПП]
|
Человек
|
Смерть
0
|
Нервная система
(= то, ради чего жизнь
/коммуникации/)
~ 2%
веса тела
|
Функциональные системы
(пищеварительная, выделительная …), обеспечивающие жизнедеятельность системы
~ 20% веса тела
|
Опорный аппарат
(+ двигательный аппарат)
~ 80% веса тела
|
Сфера
феноменологии
|
Психическая
сфера человека
(мотивации …)
|
Биологическая
сфера человека
гены; ЛП-ПП …)
|
Социальная сфера человека (сеть
коммуникаций)
|
Парадигмы
педагогики
|
Главное –
найти
гения и
сделать
на него
ставку.
|
Главное – творчески мыслящий
человек.
|
Главное – хороший человек
(организатор …).
|
Главное – специалист.
|
Культуро-логическая
(для передачи
в поколениях)
|
Компетентностная парадигма
|
Личностная парадигма
|
Знаниевая
парадигма
|
Выполнение
соцзаказа.
Преобразовать
саму систему
(смена парадигм).
|
Образование ради творчества.
Владеть (творчески).
|
Образование ради
технологий (образования).
Уметь.
|
Образование ради знаний.
Знать.
|
Исключения – гении, ряду
которых не нужно
мешать (фанаты …)
|
~2% учащихся
способны «владеть» - творчески
мыслить и применять
|
~20% учащихся
потянет и знания,
и умения
(технологии)
|
~80% учащихся освоит лишь
первый уровень знаний («знать»)
|
Педагогика
назидательная /
Педагогика
критическая
|
Педагогика
творческая
(формирование разных
технологий
/творчества …/)
|
Педагогика
когнитивная,
герменевтическая
(нацеленная на понимание,
объяснение)
|
Педагогика
самообразования
(организации
самостоятельной работы)
|
Педагогическая система
|
Учитель
(конструктор
ученика)
|
(Флуктуирующий)
ученик
|
Педагогические
методы … (чередо-вание объяснения с осмыслением …)
|
Демонстрации
(схемы, текст …)
|
Элементы
педагогических явлений (фактов) по А.Г.Макаренко [4]
|
Воспитатель
(конструктивист,
направитель)
|
Воспитанник
(флуктуирующий
в своем
развитии)
|
Средства воспитания и обучения
|
Среда (сеть взаимоотношений)
|
Педагогические
компоненты [9]
|
Контекстуальный
-Традиции, обычаи
- Религия
- Язык
- Паттерны
мышления
- Формы
репрезентации
- …
|
Персональный
- Саморазвитие
- Самооценка
- Мотивация
карьерой роста
-
Профессиональные
Обязательства
- Вера в
длинную
жизнь
- Образование
|
Процессуальный
- Планирование
- Селекция
- Приоритезация
- Оценка
- Рефлексия
- Управление
- Обучение
Стилистике
- Принятие решений
|
Эпистемологический
- Рамки знаний
- Знания субъекта
- Подходы к
получению
знаний
(технологии)
- Знания культуры
|
Формирование
знаний
|
Азбука
Цифры
Другие знаки
…
(условности)
|
Ризомы
(= «корешки» /по
постмодернизму/) –
набор разнородных
дисциплин (в т.ч.
правополушарных
для равновесия)
[Перевес ЛП à Шизофрения]
|
Последовательное
древо знаний
(физика à химия à
биохимия à физиология à патофизиология
…)
|
Формирование сети
|
Измерение
знаний
|
«Оценка»
художественного
восприятия,
наблюдений
[ПП]
|
Тестирование
Анкетирование
|
Опрос (речь)
Решение задач [ЛП]
Оценка
практических навыков [ПП]
|
Реферирование
(«механика»),
выделение главного
(структуризация)
|
Тесты на поиск ошибочного
варианта ответа
|
Тесты на соответствие
(выбор правильного с
правильным)
|
Тесты на завершение фразы
|
Тесты (на базу знаний) - поиск правильного ответа
среди неправильных
|
Культура
- это (~ по В. С. Библеру [1, 2])
|
«мир впервые»
|
творение
|
форма «канализации»
(самодетерминации)
личности и жизни общества
|
то, что передается
из поколения
в поколение
(наработки)
|
|
|
|
|
|