Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Полезная информация

 
 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ (ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ)

Печать E-mail
Автор Ложкина А.Н.   
25.05.2014 г.

Читинская государственная медицинская академия ( г. Чита)

 

Формирование методологии и философии педагогики весьма актуально в науках психолого–педагогического направления. Основными методами философии являются диалектика (рассмотрение во времени, движении) и метафизика (системный, табличный и пр. подходы). [Табличные законы признаны. Так, таблица Менделеева значительно упростила понимание свойств химических элементов.] В соответствии с данной диадой можно разделить методологию познания (педагогической деятельности) и методологию системы педагогических знаний (по В.Е.Гмурману [5]).

Поскольку природные (самоорганизующиеся) системы неплохо раскладываются [см. 6] по тетрадному принципу [4 - структурная основа системы /сеть/; 3 - подсистема жизнеобеспечения; 2 - подсистема игры /флуктуаций/, новизны, адаптации; 1 -артефактная составляющая], в данной работе сделана попытка разложения и разных уровней психолого-педагогических систем (по данным литературы), хотя педагогика – больше кибернетический конструкт. (Табл.) Помимо примитивной (но удобной для осмысления) тетрады необходимо подразумевать возможность деления по диаде «континуальное-дискретное» [К-Д] типа правополушарного [ПП] и левополушарного [ЛП] принципов функционирования, а также по иным алгоритмам (внешнее-внутреннее, общее-частное-индивидуальное, объект-субъект и пр.).   Более сложное (не укладывающееся в четыре составляющих) можно попытаться  разложить по октаде, совместив тетраду с диадой. [см. 6] "Профессионалы строят "Титаник", любители - Ноев ковчег." (Автор неизвестен) [3-С.190]  Подобные метафизические игрушки удобны, но это – «Титаник», ведущий к очередному «застою»  (шаблону).

Флуктуации, стремящиеся к нулю (артефакты)

Флуктуации

Функции

Структура

(Педагогическая) методология – это учение о

разработке

(конструктивизме)

категорий

(«азбуки»)

педагогики

основаниях

оценки педагогической деятельности

методах

познания,

методах

исследования,

применении знаний

системе знаний

(структурировании

дисциплин системы образования)

 

Методология отражает взаимоотношения между

феноменами

данными

методами

теориями**

Категории   [в зависимости от подразумеваемого смысла

и взаимосочетаний положение в тетраде будет разное /это пасьянс/])

Цель

Принципы

Значимость для практики

(технологического

конструкта)

Актуальность

Новизна

Задачи

Факты

Значимость

для творчества

Методы

Проблема

Гипотезы

Значимость

для теории

Поэтапные алгоритмы

Объект исследования

Предмет

Тема

Положения

Законы

«Табличные» алгоритмы (схемы)

Ведущие методологии

Герменевтика /

«Кибернетика»

Синергетика

 

Диалектика

Метафизика

(«скелет; макет»)

Смыслы-? /

Конструкты

Вероятности

Корреляции

Законы

Законы диалектики (Гегеля)

Закон отрицания отрицания

(усложнение /смена/ уровней

понимания)

Закон

спиралевидного

развития

 

Закон единства

и борьбы противо-положностей

(смена работы

ЛП и ПП, сон-бодрствование …/)

Переход количественных изменений

(накопления знаний)  в качественные

(понимание)

Октада методов [К-Д]

Абстрагирование –

Идеализация

Сравнение-Оценка

(= флуктуации)

Анализ-Синтез

(= процедуры)

Индукция-Дедукция

(= раскладка)

Реконструктивно-герменевтические методы  à 4

(см. следующую тетраду)

Математическая

и статистическая

обработка

Аналитико-количественные методы à 4:
- Разработка системы категорий
- Интерпретация количественных
   результатов
-  Количественный анализ
-  Атрибуция (приложение) категорий **

- Осмысление;    

  редукция текста

- Интерпретации

  текста

- Новый текст;

   написание

   когерентного

   текста

-?   Поиск смыслового  центра и структуры текста **

 

Детерминизм

смысловой, целевой /артефактный/

стохастический

причинно-следственный

(во времени)

системный

(в частности, табличный)

Науки

Феноменология

(не наука)

Постнеклассическая

«наука»

Неклассическая

наука

Классическая наука

Психология

Биология

Химия

Физика

Математика /

Философия

Психофизика

Психохимия

Биофизика

Биохимия

Физика

Химия*

Психология

Социальная психология

(табу …)

Психобиология

(психосоматика)

Психохимия

Психофизика

Удовлетворение

(успокоение)

Мотивация

Чувства, ощущения

Реализация

Память /

Бессознательное

(сознание сна …)

Сознание

Научение

Сети

(нейронов) – итог

(структуризация)

Смысл

[Семантика-?] /

Ценность

?

(Мнение о смысле;

соотнесение с

ценностными установками

/= выбор; бифуркация/)

Означаемое

(значение знака)

Знаки [Семиотика]  à Сочетания знаков

(формулы, слова, пикограммы-? …) [ЛП]  /

Знаки иконические

(рисунки) [ПП]

Человек

Смерть

 

 

 

 

 

 

0

Нервная система

(= то, ради чего жизнь /коммуникации/)

 

 

 

~ 2%  веса  тела

Функциональные системы (пищеварительная, выделительная …), обеспечивающие жизнедеятельность системы

~ 20% веса тела

Опорный аппарат

(+ двигательный аппарат)

 

 

 

 

~ 80% веса тела

Сфера

феноменологии

Психическая сфера человека

(мотивации …)

Биологическая сфера человека

гены; ЛП-ПП …)

Социальная сфера человека (сеть коммуникаций)

Парадигмы педагогики

Главное – найти

гения и сделать

на него ставку.

Главное – творчески мыслящий человек.

Главное – хороший человек

(организатор …).

Главное – специалист.

Культуро-логическая

(для передачи

в поколениях)

Компетентностная парадигма

 

Личностная парадигма

Знаниевая

парадигма

Выполнение

соцзаказа.

Преобразовать

саму  систему

(смена парадигм).

Образование ради творчества.

 

Владеть (творчески).

Образование ради

технологий (образования).

Уметь.

Образование ради знаний.

 

Знать.

Исключения – гении, ряду которых не нужно

мешать (фанаты …)

~2% учащихся

способны «владеть» - творчески мыслить и применять

~20% учащихся

потянет и знания,

и умения

(технологии)

~80% учащихся освоит  лишь

первый уровень знаний («знать»)

Педагогика

назидательная /

Педагогика

критическая

 

 

Педагогика

творческая

(формирование разных

технологий

/творчества …/)

Педагогика

когнитивная,

герменевтическая

(нацеленная на понимание, объяснение)

Педагогика

самообразования

(организации

самостоятельной работы)

Педагогическая  система

Учитель

(конструктор ученика)

(Флуктуирующий)

ученик

Педагогические

методы  … (чередо-вание объяснения с осмыслением …)

Демонстрации

(схемы, текст …)

Элементы педагогических явлений (фактов) по А.Г.Макаренко [4]

Воспитатель

(конструктивист,

направитель)

Воспитанник

(флуктуирующий

в своем развитии)

Средства воспитания и обучения

Среда (сеть взаимоотношений)

Педагогические компоненты   [9]

Контекстуальный

-Традиции, обычаи
- Религия
- Язык
- Паттерны
   мышления
- Формы
   репрезентации

- …

 

Персональный

- Саморазвитие

- Самооценка

- Мотивация

   карьерой роста

- Профессиональные

   Обязательства

- Вера в длинную

   жизнь

- Образование

Процессуальный

- Планирование

- Селекция

- Приоритезация

- Оценка

- Рефлексия

- Управление

- Обучение

   Стилистике

- Принятие решений

Эпистемологический

- Рамки знаний

- Знания субъекта

- Подходы  к

   получению

  знаний

  (технологии)

- Знания культуры

 

 

Формирование знаний

Азбука

Цифры

Другие знаки

 …

(условности)

Ризомы

(= «корешки» /по постмодернизму/) –

набор разнородных

дисциплин (в т.ч.

правополушарных

для равновесия)

[Перевес ЛП à Шизофрения]

Последовательное

древо знаний

(физика à химия à

биохимия à физиология à патофизиология …)

Формирование сети

Измерение знаний

«Оценка»

художественного

восприятия,

наблюдений [ПП]

Тестирование

Анкетирование

 

Опрос (речь)

Решение задач [ЛП]

Оценка практических навыков [ПП]

Реферирование

(«механика»), выделение главного

(структуризация)

Тесты на поиск ошибочного варианта ответа

Тесты на соответствие

(выбор правильного с правильным)

Тесты на завершение фразы

Тесты (на базу знаний) -  поиск правильного ответа

среди неправильных

Культура - это (~ по В. С. Библеру [1, 2])

«мир  впервые»

творение

форма «канализации»

(самодетерминации)

личности и жизни общества

то, что передается

из поколения

в поколение

(наработки)

Примечание:  * -  октадная раскладка – тетрада в сочетании с диадой

                                    (континуальное - дискретное; пространственное - временное).  

                              ** - составлено по  [8]

А. Wettstein и В. Thommen выделяют 3 методологических подхода (см. рис.). [8]

 

 

Image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. Системные процессы и методологические подходы. [8]

1)         Био-психологические и моторные процессы (особенно поведенческие).

2)         Психические процессы (когнитивные, мотивационные, чувственные)

3)         Коммуникативные процессы в социальных системах (в системе образования)

    В представленной схеме «не хватает» четвертого звена – рефлексии (?) самого исследователя (в психической сфере).

    Таким образом, любые рассуждения о развитии систем надо раскладывать как минимум по двум-четырем-восьми-шестнадцати (и пр.) направлениям. Перекос управления в одну сторону (однобокое воспитание …) без целенаправленной дифференцировки как минимум на 4 составляющих методологически не верно.  То есть,  учащихся школ надо делить на 4 группы (с заведомо разными целями и методами), студентов – на 4 группы, аспирантов – на 4 группы и т.д. («принцип вложенности»); по мере усложнения задач и целей; создавать систему образования в обществе (законы) по 4 направлениям (не забывая о правополушарном направлении – диаде [которая важнее]).  Непрерывное (пожизненное) образование потянет лишь ~2%  аспирантов, 2% узких специалистов..  Что касается первого звена (исключений), то это «штучный товар», под который надо формировать отдельные научно-исследовательские группы, создавать особую статью финансирования (гранты …) и пр. "Сегодня мир меняется настолько быстро и радикально, что выжить мы сможем лишь развивая интуитивное познание, чтобы воспринимать новое целостно и быстро." /Люк де Брибандер - философ и математик/ /Цит. по 7-С.164/

 

Литература

1.        Библер В. С. Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. М. Ферро, Ю. Н. Афанасьева. – М.: Прогресс, 1989. – 560 с. 

2.       Днепрова  Т.П. Консервативная и либеральная педагогические парадигмы в культурно-цивилизационной  Континуальной реальности  // Образование и наука. 2008. - № 9 (57). - C. 3-13.

3.       Душенко К.В. Закон подлости и другие законы: Афоризмы. - М.: Изд-во  ЭКСМО-Пресс, 2002. - 320 с.

4.       Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога.

5.       Королев Ф. Ф., Гмурман В. Е. Общие основы педагогики. – М.: Просвещение, 1967.

6.       Ложкина А. Н. Метафизика в философии биологии и медицины. Попытка синтеза // Новые задачи современной медицины. - Пермь, 2012.- С. 13-24. 

7.       Штеренберг М.И.  Кризисы и проблемы воспитания // Вопросы философии. - 2010. - N 4. - C. 158-167.

8.       Wettstein A., Thommen B. Dynamic methods for research in education // Dynamic process methodology in the social and developmental sciences. – Springer US, 2009. – С. 353-382.

9.       Xiaomei Qiao,  Huiyu Tan   An Overview of Cultural-Sensitive Pedagogy

 
« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99