Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Полезная информация

 
 

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Печать E-mail
Автор Закревская Ю.Д.   
16.02.2013 г.
КОГОБУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» (г. Киров)

Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Вовлеки меня, и я научусь.
(китайская мудрость)

Трудовое обучение в начальной школе – благоприятная возможность развития творческой личности, какому многообразию можно научить, занимаясь ручным трудом. Этот предмет не только занимателен, но и полезен для общего развития ребенка. 
Уже много лет педагогическая наука убеждает общественность в том, что « развитие младшего школьника находится на кончиках пальцев», базируется на манипулятивной деятельности. Малыша разовьют те занятия, где есть живая связь между ощущением и разумом. Известно, что даже взрослый человек «мыслит всем телом», а ребенок — и подавно.
Подобная связь лучше всего может быть обеспечена всевозможными занятиями по конструированию и моделированию, где практические действия рук помогают интенсивному развитию абстрактного мышления. 
Урок технологии – не только процесс  репродуктивной  деятельности, но и урок, направленный на формирование умений  планировать свою работу, выполнять ее по этому плану, вносить какие-то изменения в заданную конструкцию. Урок направлен на осознанное восприятие школьником  учебной информации,  результатом  которого является творческое   использование  багажа  полученных  знаний   при  разработке  и изготовлении объекта  труда, а также  при выполнении проектов.
Таким образом, при выполнении творческих работ, дети:
* совершенствуют трудовые навыки,
* осознают необходимость свободного  владения  инструментами,
* учатся работать  с информационным материалом,
* развивают конструктивное воображение,
* расширяют знания о профессиях и предприятиях,
* приобретают  навыки  сотрудничества,
* учатся применять полученные  умения  не только на уроке, но и в других ситуациях. 
Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Новые  возможности  в  преподавании  любого  предмета, и технологии в частности, открываются с использованием информационно-компьютерных технологий.  Моя практика использования информационных технологий показывает, что изучение  технололгии с использованием ИКТ дает возможность для размышления, и участия в создании  элементов  урока,  что  способствует  развитию  интереса  школьников  к предмету. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют учащимся повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень, облегчить решение практических задач. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. 
При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс. 
Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. 
Использование ИКТ позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания). 
Использование ИКТ в начальной школе позволяет: 
повысить интерес к предмету; 
оптимизировать учебный процесс, повысить темп урока;
увеличить объём самостоятельной работы;
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
овладевать практическими способами работы с информацией;
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; 
активизировать познавательную деятельность учащихся;
эмоционально и образно подать материал; 
индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Одним из очевидных достоинств применения ИКТ на уроках является усиление наглядности.  
«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь  пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину,  и  он  вас  понимает  быстро…  Если  вы  входите  в  класс,  от  которого  трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».   К. Д. Ушинский. 
В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные мультимедийные обучающие программы и презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной работе. 
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями  иллюстративного  материала:  видеофильмов,  презентаций,  слайд-фильмов.  Известно,  что  такие  средства  обучения,  во  многом  облегчают  учащимся понимание  и  запоминание  учебного  материала,  пробуждают  у  них  интерес  к изучаемым явлениям. Восприятие информации — важный этап усвоения материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути. В этой связи возрастает  значение  компьютера,  графические  возможности  которого  позволяют обеспечить  наглядно-образную,  графическую  информацию  в  сочетании  со  знако-символьной.  
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. 
Главное в презентациях: 
Тезисность   - возможность  представить информацию необходимыми порциями . 
Информативность – сжато и ёмко представить учебный материал, задать строгую логику изложения темы.
Наглядность – ярко проиллюстрировать изучаемые темы, предъявить дополнительный учебный материал для продвинутых или отстающих учащихся.
Увлекательность - создать на уроке эмоциональную атмосферу (оформление презентации).
Использование презентации на уроке - это применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. 
Я использую презентации на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Так на этапе планирования своей деятельности, презентации позволяют использовать разные приемы работы с технологическими картами. Или на этапе изучения нового материала позволяют наглядно представить новый технологический приём, с помощью возможностей анимации программы Microsoft Power Point.
Презентации использую при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний. Некоторые презентации содержат  вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них включаю материалы, отображающие ключевые вопросы  темы. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даю по ходу презентации. Подобные презентации могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос.
В учебном процессе использую подобранные  и организованные наглядные средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы (фильмы, телевизионные программы, видеоклипы). ).(сайт полезного видео http://proanimals.net/mlekopitayushie/271-pandy-spyashhego-drakona.html) Так при изучении способа обработки пластилина вытягивание, демонстрирую детям отрывки мультфильма «Слоненок» по произведению Р.Киплинга.  Видео мастер-классы по изучаемым приемам обработки материалов: Моделирование из салфеток - http://stranamasterov.ru/technics/napkins?tid=451%2C1364, Торцевание - http://stranamasterov.ru/node/2482?tid=451%2C1364, обратная аппликация - http://stranamasterov.ru/technics/inverted_plasticine?tid=451%2C1364, модульное оригами - http://stranamasterov.ru/node/3579?tid=451%2C1364, Изонить - http://stranamasterov.ru/node/2150?tid=451%2C1364 и др.  Аудиоматериалы, а также статичные тематические изображения – дидактические картины – (слайды, транспаранты, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, схемы) – представляют собой наиболее доступную для восприятия форму предъявления учебного материала. Они создают особую предметно-мотивационную среду, которая в силу своей содержательной сущности способствует развитию познавательной активности, творческих способностей учащихся и, в результате, формированию их образовательной, когнитивной и коммуникативной компетенции. С другой стороны, являясь осознанным или неосознанным “внешним раздражителем”, стимулом, наглядные средства обучения дают детям дополнительную психологическую опору для успешного усвоения учебного материала за счет отражении и запечатлении в его сознании воспринимаемых зрительных образов. 
Элементом занимательности может являться прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях, а также образцы классической музыки. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, эмоционально настроить на работу, создать комфортную атмосферу для творчества. 
Для самостоятельной работы учащихся, а именно самопроверки теоретических знаний, их отработки и закрепления, использую сервис http://learningapps.org. Этот сервис является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей, которые можно изменять или создавать в оперативном режиме. Он позволяет создавать интерактивные задания, которые непосредственно включаю в содержание обучения. Сервис дает возможность разнообразить урок, сделать его увлекательным, а процесс обучения простым и доступным для понимания каждому учащемуся. 
С целью проверки теоретических знаний на уроках я применяю не только тесты в печатном виде, но и компьютерные, которые позволяют, выполнив их, сразу же получить оценку, которую им выдаёт компьютер, и выявить свои недоработки по той или иной теме. Для  создания тестов  и  контрольных работ я применяю электронные таблицы Ехсеl. Тестовые задания для проверки теоретических знания учащихся повышают объективность и позволяют экономить время урока. Также для создания тестов использую специальные программы, например: MyTest. Программа MyTest работает с девятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, и т.д. Она позволяет использовать и наглядный материал в виде иллюстраций. Главное: при выполнении тестовых заданий участвуют и глаза, и мозг, и руки учащихся, а игровые элементы имеют немаловажное значение в развитии у них интереса к выполняемой работе, а, следовательно, поддержании необходимого уровня интенсивности процесса обучения. 
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, таким образом, объяснение материала позволяет сделать выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее. 
Дети быстро научились передвигать предметы, рисовать фигуры, заливать их цветом, писать и моментально стирать.
Особое место в курсе технологии отведено проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.  Неоценимую помощь при этом оказывает сеть Интернет. Вырастает новое поколение людей, которые используют Интернет на новом уровне – как пространство обитания. Наши дети родились, когда Интернет уже существовал, они воспринимают его как естественное качество жизни – и привыкли быть в сети. Нынешнее поколение обращается с фотографиями, видео и звуками так же, как и с текстом. При этом они способны работать со множеством источников одновременно. Учащиеся 3 и 4 классов уже умеют самостоятельно пользоваться Интернетом, выбирать нужную информацию, сохранять её и использовать в своей дальнейшей работе при составлении презентаций или разработке и выполнении разных видов проектов, в том числе и сетевых.
Благодаря использованию Интернета, при знакомстве с различными видами декоративно-прикладного творчества, совершаем виртуальные экскурсии по экспозициям краеведческих музеев.
Использование ИКТ на уроках технологии позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. Активизировать  внимание учащихся, усилить их мотивацию, развивать познавательные процессы, мышление, внимание, развивать воображение и фантазию. Использование богатых графических, звуковых и интерак¬тивных возможностей цифровых образовательных ресурсов создаёт благоприятный эмо¬циональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. 
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99