Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук»
С введением в образовательную практику ФГОС нового поколения на первый план в обучении выходит овладение учащимися комплексом универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. УУД сгруппированы в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия. Их освоение достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися нового социального опыта. Уникальной формой организации образовательного процесса, при которой могут успешно формироваться многие УУД, является экскурсия в природу. Далее в статье детально остановимся на рассмотрении экскурсии, как идеальной форме организации учебной деятельности.
Проведение экскурсий является неотъемлемой частью образовательной программы в школьных курсах природоведения, биологии, экологии и географии, когда получение естественнонаучных знаний происходит в ходе исследовательской деятельности при непосредственном контакте с натуральными объектами природы. При этом совокупность действий учащихся обеспечивает их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [1]
Особенно данная форма организации учебной деятельности актуальна для городских школ, в связи с тем, что их ученики часто не умеют вести наблюдения за компонентами природы. Однако не всегда зеленые зоны города или пригородные парки могут предоставить качественный, разнообразный природный материал для реализации познавательных, а также исследовательских задач экскурсии, а значит, не в полной мере будут способствовать успешному формированию УУД в ходе проведения экскурсии [2].
В районах Кировской области имеется немало мест, где природа щедро может преподнести свои богатства для использования их в учебно-познавательных целях. Но наилучшим местом, на наш взгляд, является территория Государственного природного заповедника «Нургуш», где природа бережно сохраняется человеком в первозданном своём разнообразии. Во-первых, здесь природные условия позволяют проводить самые различные по тематике экскурсии. Во-вторых, в структуре заповедника имеется отдел экологического просвещения населения, который предлагает ряд образовательных услуг, представляющих интерес для школьников, их родителей, студентов и учителей. В-третьих, для приезжих могут быть предоставлены все условия для посещения заповедника и проведения экскурсий специалистами самого высокого уровня.
В течение пятилетнего сотрудничества ГПЗ «Нургуш» и «Лицея естественных наук» лицеистами и учителями были опробованы следующие экскурсии:
• «Знакомство с заповедником», «Птицы различных экологических сообществ», «Следы жизнедеятельности млекопитающих леса», «Животные водоемов», «Растительность луговых и лесных фитоценозов и водоемов», «Грибы», «Почвы», «Реки и озёра заповедника «Нургуш» и другие.
• Экологические тропы «Заячья поляна», «Здравствуй, бобр», «По следам Йети».
В ходе экскурсий школьники собирали материалы и выполняли научно-исследовательские работы по гидробиологическим и географическим характеристикам водоемов, по оценке загрязнения водоемов, мирмекологические, фитоценотические, ихтиологические и энтомологические исследования, изучали антропологическую нагрузку на территорию охранной зоны заповедника, а также применяли ряд учебных методик изучения природы. Собранные коллекции насекомых, лишайников, растений, почв, погрызов растений бобрами и насекомыми используются учителями-предметниками на уроках природоведения, биологии и географии. Часть собранного материала передана Городскому научно-естественному музею. Богатый фото и видео материал используется для составления презентаций и фильмов при организации учебного процесса, а также в ходе защиты научных работ учащимися.
В качестве примера хотим привести материал по теме «Экскурсия на бобриные поселения».
Цель: познакомится со структурой бобриного поселения на реке Боровка у с. Боровка Котельничского района.
Задачи: ознакомится с условиями обитания бобра; рассмотреть различные виды построек бобров; познакомится с методикой описания бобриного поселения.
Перед экскурсией школьники разбиваются на исследовательские группы: зоологи, ботаники, гидробиологи. Все наблюдения и измерения заносятся в заранее подготовленные бланки полевых работ. По ходу экскурсии учащиеся отмечают виды и особенности бобриных построек, их размеры (длину, ширину, высоту) и взаимное расположение, строительный материал, пытаются определить возраст данных строений, заброшены они или нет. В бланках фиксируется, как животные изменяют природные условия обитания данной местности, наличие следов жизнедеятельность, описывается растительность и орнитофауна исследуемой территории, отмечается антропогенная нагрузка на изучаемую территорию.
Во время камеральной обработки данных подводятся итоги экскурсии, составляются отчёты групп, в которых представляется анализ проведенного исследования и краткий вывод. Чертится план местности, на котором отмечаются бобриные постройки. В результате проведённого анализа составляется единый доклад, иллюстрациями к нему служат коллекция натуральных объектов, презентация с полученными данными, фото и видео материалами.
Несомненно, главным преимуществом экскурсии перед традиционным уроком является проведение исследовательских работ, в ходе которых ученики выполняют задания, ищут ответы на вопросы в природе, общаются друг с другом и делают коллективные выводы. Понимание причинно-следственных связей, как изменение одного компонента природы неизбежно приводит к смене остальных, постепенно формируется на уроках. Но только на экскурсии в природу школьники знакомятся с натуральными объектами в их естественных условиях обитания, расширяют кругозор и углубляют знания в заинтересовавшей их области наук. Здесь учащиеся могут наглядно изучить последствия антропогенной нагрузки, в результате серьёзнее задумываются об охране природы. После проведения экскурсий в природу у учащихся формируется бережное отношение к природе и друг к другу.
Литература:
1. Шепелева В.И. Организация экскурсий в природу / Принципы организации внеклассной работы. М.: Высшая школа, 2002. 177с.
|