ГУ Школа №9 (Казахстан, г. Экибастуз)
Эта статья была опубликована в сборнике научных трудов "Актуальные проблемы современной науки" c материалами Восьмой Международной Телеконференции (28 - 31 мая 2012 года).
XXI век – эпоха информационного общества. Компьютерные технологии уверенно внедряются в нашу жизнь. Бурный прогресс в области развития персональных компьютеров в современных условиях модернизации образования выводят педагогов на необходимость создания электронных учебников и тестирующих программ.
Развитие технических средств, компьютерных, информационных технологий, средств визуализации информации, с одной стороны и происходящие в современном образовании перемены, новые подходы, теоретические и практические достижения в педагогике - с другой стороны, позволяют утверждать, что назрела необходимость в формировании новой культуры работы с учебной информацией. В современной дидактике поднимаются вопросы нового подхода к организации учебников, с особенной остротой встает проблема создания учебников нового поколения.
Электронный учебник является современным средством обучения и представляет собой программную среду, разработанную для индивидуального изучения теоретического материала, формирования и закрепления умений и навыком практического использования приобретённых знаний, осуществления разнообразных форм самоконтроля и контроля.
Электронный учебник обычно содержит следующие укрупненные ком-поненты:
- презентационную составляющую, в которой излагается основная информационная часть курса (темы, раздела);
- упражнения, способствующие закреплению полученных знаний;
- тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний обучающихся.
Для получения первичных навыков разработки электронных учебников необходимо начинать работу с описания собственной структуры, наиболее подходящей для реализации выбранного содержания. Удобно для этого использовать аналогию между традиционным учебным средством и электронным.
1.Структура электронного учебника должна быть максимально упрощена, но не в ущерб содержанию и используемой методике.
2.Необходимо структурировать содержание обучения на всех уровнях за счет средств визуализации, современной графики и анимации.
3.Структура электронного учебника должна предусматривать различные варианты индивидуальных траекторий.
4.Формирование блоков информации проблемным образом: набор фактов и ключевой вопрос темы.
5.Необходимо выстраивать материал в виде семантической сети для последующего формирования эффективного гипертекста.
Современная педагогика рекомендует следующую структуру электронного учебника:
- обложка;
- титульный экран;
- оглавление;
- аннотация;
- содержание обучения (полное изложение учебного материала);
- графическое представление учебного материала;
- система самоконтроля и самопроверки знаний для обучающихся;
- средства контекстного поиска;
- словарь терминов,
- справочная система по интерфейсу данной программы;
- система управления программой.
Электронные учебники могут быть спроектированы, оформлены и разработаны с помощью текстового процессора, компьютерных презентаций с использованием мультимедиа технологии, Web-конструктора, языка HTML и др.
Для создания полноценного электронного учебника необходимо создать систему самоконтроля и самопроверки знаний, которую можно реализовать с помощью электронной таблицы или среды программирования.
Самостоятельно разработанный педагогом электронный учебник позволяет отразить ключевые направления в обучении по данному разделу (на взгляд педагога), проявить индивидуальность и развивать творчество педагога. А главное, педагогу предоставляется возможность проектирования отдельных образовательных траекторий для обучающихся, в том числе, и для талантливых детей.
При работе с электронным учебником у обучающихся формируются умения самостоятельно обучаться, приобретать знания, осуществлять самоконтроль, развиваться и оценивать себя в данной образовательной области. Это является важным в самоопределении и подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Дробахина, А. Н., Сейткалиев М. С. Электронный учебник в современном образовании, Астана, 2011г.
2. Иматуллина Г.К., Мустафин А.Т. Научное проектирование в 10-11 классах с углубленным изучением политехнических дисциплин. Павлодар, 2012г
3. Хайлямова А.К., Иматуллина Г.К., Садриев Н.Р. ИКТ в современной школе, Павлодар, 2012г
|
Комментарии
2013-05-1916:22:00 "Авторы" Мустафин А.Т., Иматуллина Г.К., Анодин А.С., Ломакин Е. С., Крышко Н.Н. !
Вы просто нагло использовали чужую статью, размещённую по адресу:
Организаторы конференций работы не проверяют!!!! Плагиат!