ГБОУ ВПО “Иркутский государственный медицинский университет”, ( г. Иркутск)
Введение
Рост и развитие детей, состояние их физического и нервно-психического развития имеют огромное социальное и медицинское значение. Совокупность множества морфологических и функциональных признаков во взаимосвязи представляют целостный процесс развития организма.
Тесная связь между состоянием здоровья и физическим развитием, особенно выражена в детском возрасте, что определяет актуальность изучения темпов физического развития в различных условиях внешней среды.
По результатам ряда исследований состояние окружающей природной среды оказывает значительное влияние на здоровье населения. При длительном воздействии негативных факторов в растущем, развивающемся организме возможны донозологические изменения, проявляющиеся в первую очередь дисгармоничностью физического развития.
Методы исследования:
Проведены антропометрические и физиометрические исследования в дошкольных образовательных учреждениях города Иркутска. Численность каждой возрастно-половой группы детей представлена 125 единицами наблюдения. Для оценки физического развития использовали 4 характеристики: массу тела, длину тела, окружность головы, обхват грудной клетки. Оценку показателей физического развития проводили по центильным шкалам. Согласно этой методике, идеальной нормой служит диапазон признака, свойственной 50% здоровых детей определенной возрастной группы и пола, и нормальные показатели находятся в диапазоне 25-75 центилей. Показатели, лежащие за пределами 97-го и 3-го перцентилей, отражают явную патологию.
Результаты и обсуждение
При оценке антропометрических признаков (масса и длина тела, окружность грудной клетки) по нормативным центильным таблицам, установлено, что большинство значений каждого параметра попало в диапазон средних величин (от 25 до 75 центиля). Среди обследованных возрастных групп в данный диапазон были отнесены значения длины тела 55,4-65,4% мальчиков и 42,0-65,8% девочек; значения массы тела 52,4-63,0% мальчиков и 34,3-62,8% девочек; значения окружности грудной клетки 54,0-60,3% мальчиков и 42,7-58,9% девочек.
При оценке параметров длины тела в пределы диапазонов выше средних (75-90 центили) и ниже средних величин (10-25 центили) были отнесены показатели, соответственно,25,5-31,5% и 5,8-12,1% мальчиков, а также 7,2-31,3% и 2,4-9,5% девочек. В диапазоны высоких (90-97 центили) и низких величин (3-10 центили) отнесены, соответственно, показатели 4,2-23,1% и 2,0% мальчиков, 7,1-13,5% и 3,8-8,1% девочек. В диапазоны очень высоких (выше 97 центиля) и очень низких величин (до 3 центиля) отнесены показатели 3,8-21,0% и 3,1-3,2% мальчиков, а также 11,6-12,5% и 3,5-4,7% девочек.
При оценке параметров окружности грудной клетки значительная доля мальчиков и девочек отнесена в диапазоны величин ниже средних (12,0 и 13,7%), низких (16,1 и 11,9%) и очень низких величин (5,5 и 12,2%).
Применение сочетанной оценки двух наиболее важных параметров – массы и длины тела позволило оценить степень гармоничности развития дошкольников. Гармоничное развитие имели 78,5% детей (74,5% мальчиков и 78,2% девочек); умеренно дисгармоничное – 13,4% детей (11,6% мальчиков и 14,8% девочек); резко дисгармоничное – 5,2 % дошкольников (6,5% и 3,9% соответственно).
При сравнении полученных данных со средними показателями физического развития детей в России выявлены их некоторые различия. Так показатели роста и веса у иркутян обоих полов превышают средние значения по России в возрасте 6 лет, а у мальчиков показатели роста выше российских еще и в 4-5 лет. Максимальный уровень средних значений окружности грудной клетки у иркутян, ниже, чем у сверстников во всех возрастных группах. Такие различия можно объяснить большей степенью астенизации детей от 4 до 6 лет, проживающих в нашем регионе. Это подтверждает общую тенденцию к децелерации роста и биологического развития у современных детей, проявляющуюся в “грацилизации” телосложения: уменьшение всех широтных и обхватных размеров тела, особенно поперечного и сагиттального диаметров грудной клетки.
Литература
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Тутельян В.А. и др. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков. Комплексная программа научных исследований. Профилактика наиболее распространенных болезней детей и подростков на 2005-2009гг.- М.:ГЭОТАР - Медиа ,2006-120с.
2. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) том 1: ГЭОТАР- Медиа,2006-414с.
3. Большаков А.М., Маймулов В.Г. Общая гигиена: учебное пособие/ под ред. А.М.Большакова, В.Г. Маймулова.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2006-736с
4.Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник.- М.: ГЭОТАР –Медиа,2010.-480с.
5. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие/ под ред. проф. В.Р.Кучмы- М.:ГЭОТАР-Медиа,2010-560с.
6. Кучма В.Р. Современное дошкольное воспитание: гигиенические проблемы, пути решения, медико-профилактическая эффективность/ Авт. Кучма В.Р., Емельянов А.А. Кавалерская Э.К. и др., -М. :Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2010.-356с.
|