Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)
Многие авторы при характеристике воли подчёркивают её сознательный, целенаправленный характер [Гиппенрейтер Ю.Б., 2005; Иванников В.А., 2006; Фещенко Е.К., 1999; Хекхаузен Х., 2003 и др.]. Авторы указывают на то, что воля проявляется в действиях, связанных с преодолением препятствий различной степени трудности, что наиболее характерным моментом волевой деятельности человека является волевое усилие, которое необходимо для преодоления различных трудностей.
Мы согласны, что понимание феномена воли возможно только на основе синтеза различных теорий, на основе полифункциональности воли, как психофизиологического механизма, позволяющего человеку сознательно управлять своим поведением [Ильин Е.П., 2009]. Таким образом, различные качества волевой сферы личности способствуют формированию поведения этой личности.
Поведение человека обуславливается с одной стороны, безусловно-рефлекторными и условно-рефлекторными механизмами и с другой стороны, физиологическими и психологическими механизмами. Вышеизложенное объясняет значимость данного исследования для спортивной физиологии. Так, установление психофизиологических закономерностей развития волевой сферы студентов на разных этапах подготовки будет являться основой модификации поведенческой деятельности спортсмена, и на этой основе повысить эффективность тренировочного процесса, и соревновательной деятельности.
Несмотря на то, что в последние три десятилетия установлена связь волевых качеств и типологических особенностей проявления свойств нервной системы, анализ научной литературы позволяет утверждать, что проблема воли и произвольного управления поведением изучена недостаточно физиологами и психофизиологами.
Методологической основой исследований данного направления являются теоретические положения о функциональной системе, как психофизиологической основе адаптации, положения о механизмах адаптации человека к окружающей среде (Анохин П.К., Бернштейн Н.А., Медведев В.И., Аршавский И.А., Павлов И.П., Сеченов М.И., Теплов Б.М., Небылицын В.Д., Селье Г., Казначеев В.П. и др.); положение о полифункциональном и иерархическом строении психомоторной деятельности человека (Бернштейн Н.А., 1947; Коган А.Б., 1961; Ермаков П.Н., 1988; Лях В.И., 1983; Донской Д.Д., 1999); концепция об общих свойствах нервной системы человека как фундаментальных качествах регуляторной мозговой системы (Анохин П.К., 1980; Лурия А.Р., 1963; Небылицын В.Д., 1990; Хомская Е.Д., 1987; Кураев Г.А., 1999).
Иванников В.А. (2006) считает, что до сих пор методы измерения волевого усилия разработаны слабо. Палайма Ю.Ю., наоборот, в качестве исследуемого объекта выдвигал слишком обобщённый феномен – силу воли. Таким образом, вопрос сводится к тому, какое качество волевой сферы пытаются исследовать – волевое усилие или силу воли. Полагаем, что необходимо говорить о волевой сфере, как о полифункциональной характеристике личности.
Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что психофизиологические подходы к изучению закономерностей развития волевой сферы должны основываться только на комплексе методов исследования: психологических (экстенсивные методы изучения волевой активности, экспериментальная диагностика волевых качеств); психофизиологических (теппинг-тест, зрительно-моторная реакция, критическая частота слияния мельканий, реакция на движущийся объект); физиологических (кожно-гальваническая реакция, треморометрия, электромиография, оценка статической мышечной выносливости, электрокардиография, кардиоинтревалография, пульсометрия, тонометрия).
|