Вятский государственный гуманитарный университет (г.
Киров)
Эта статья была опубликована в сборнике научных трудов "Актуальные проблемы современной науки" c материалами Восьмой Международной Телеконференции (28 - 31 мая 2012 года).
Посмотреть информационную страницу сборника
Актуальность. Формирование в процессе занятий физической культурой
крепкого здоровья является основой для интеллектуального развития и физического
совершенствования человека. Важнейшим средством в достижении цели по воспитанию
гармонично развитой личности с самого раннего возраста является развитие силы,
гибкости, ловкости, быстроты, выносливости и др. Этими качествами каждый человек
наделен от рождения и их развитие происходит асинхронно [2, 3 ,6]. Анализ литературы
свидетельствует о достаточном уровне изучения сенситивных периодов развития
двигательных качеств детей старше 7 лет, но в тоже время отмечается единичность
данных [4, 5] о динамике развития двигательных качеств детей 3-7 лет.
Цель - изучить динамику развития двигательных качеств девочек
3-7 лет, проживающих в г. Кирове.
Объект и методы исследования. В соответствии с поставленной целью обследовано 52
девочки в возрасте 3-7 лет. При анализе результатов все дети были разделены на
4 группы. Группу 1 (младшая) составляли 8 детей (средний возраст 2,91±0,06
лет). Группу 2 (средняя) – 18 девочек (3,95±0,03 лет). Группу 3 (старшая) – 17
детей (4,98±0,02 лет). Группу 4 (подготовительная) – 9 детей (6,39±0,12 лет).
Обследование проводилось по стандартным методикам [4, 5] 2 раза в год на
учетно-контрольных занятиях - в начале учебного года (в сентябре) и в конце
учебного года (в мае). Все изучаемые двигательные качества сравнивались с
возрастной нормой [5]. Для обработки показателей использовали методы
вариационной статистики [1].
Результаты
исследования. У девочек младшей
группы быстрота бега в начале года составляет 12,22 сек, в конце года - 11,73
сек (p≤0,05), прирост показателя за учебный год составляет 4,01%. У девочек средней группы соответственно 9,25
сек и 9,17 сек, прирост показателя на 0,86%, в старшей группе 9,52 сек и 7,83
сек, прирост показателя на 17,75%, в подготовительной группе в начале года 7,57сек,
в конце года показатель не измерялся. Несмотря на отсутствие достоверных
отличий, наибольший прирост быстроты бега наблюдается в старшей группе.
У девочек младшей группы прыжок в длину с места в
начале года составляет 30,83 см, в конце года - 58,00 см (p≤0,05), прирост
показателя составляет 88,13%. У девочек средней группы соответственно 57,00 см
и 79,13 см, прирост показателя на 38,82%, в старшей группе 85,00 см и 93,64 см,
прирост показателя на 10,16%, в подготовительной группе в начале года 90,13 см.
Достоверный прирост показателя наблюдается в младшей группе в сравнении со
средней группой, а также в средней группе в сравнении со старшей группой. Максимальный
прирост прыжка в длину с места приходится на младшую группу.
У девочек младшей группы метание правой рукой вдаль в
начале года составляет 2,05 м, в конце года - 2,33 м (p≤0,05), прирост
показателя за учебный год составляет 13,66%. У девочек средней группы соответственно
4,29 м и 3,29 м, снижение показателя на - 23,31%, в старшей группе 3,90 м и 4,45
м, прирост показателя на 14,10%, в подготовительной группе в начале года 4,54
м. Несмотря на отсутствие достоверных отличий, максимальный прирост показателя
наблюдается в старшей группе.
У девочек младшей группы метание левой рукой вдаль в
начале года составляет 1,75 м, в конце года - 2,15 м (p≤0,05), прирост
показателя составляет 22,86%. У девочек средней группы соответственно 2,99 м и
2,65 м, снижение показателя на - 11,37%, в старшей группе 2,58 м и 3,07 м,
прирост показателя на 18,99%, в подготовительной группе в начале года 3,72 м.
Наибольший прирост показателя наблюдается в младшей группе, несмотря на
отсутствие достоверных отличий.
У девочек младшей группы гибкость в начале года не
измерялась, в конце года она составляет 6,79 см (p≤0,05), прироста показателя
за учебный год нет. У девочек средней группы соответственно 5,30 см и 5,46 см,
прирост показателя на 3,02%, в старшей группе 2,92 см и 5,23 см, прирост
показателя на 79,11%, в подготовительной группе в начале года 4,50 см.
Достоверный прирост показателя наблюдается в старшей группе в сравнении со
средней группой. Максимальный прирост гибкости приходится на старшую группу.
У девочек младшей группы равновесие в начале года
составляет 4,90 сек, в конце года - 23,35 сек (p≤0,05), прирост показателя
составляет 4,76 раз. У девочек средней группы соответственно 4,28 сек и 22,79
сек, прирост показателя в 5,32 раз, в старшей группе 21,14 сек и 63,36 сек,
прирост показателя в 3,00 раз, в подготовительной группе в начале года 120,50
сек. Наибольший прирост показателя равновесия наблюдается в средней группе,
несмотря на отсутствие достоверных отличий.
Таблица 1
Двигательные
качества девочек 3 – 7 лет
Группа
|
Показатель
|
Быстрота
бега, сек
|
Прыжок,
см
|
Метание
правой
рукой, м
|
Метание
левой
рукой, м
|
Гибкость,
см
|
Равновесие,
сек
|
Младшая
(n = 8)
|
Нг
M±m
|
12,22±0,65
|
30,83±5,29
|
2,05±0,33
|
1,75±0,31
|
-
|
4,90±1,12
|
Кг
M±m
|
11,73±0,80
|
58,00±4,72
|
2,33±0,24
|
2,15±0,21
|
6,79±1,18
|
23,35±4,56
|
Д
|
-
|
д
|
-
|
-
|
-
|
д
|
Средняя
(n = 18)
|
Нг
M±m
|
9,25±0,27
|
57,00±4,82
|
4,29±0,23
|
2,99±0,17
|
5,30±0,69
|
4,28±0,93
|
Д
|
д
|
-
|
д
|
д
|
-
|
д
|
Кг
M±m
|
9,17±0,20
|
79,13±2,90
|
3,29±0,18
|
2,65±0,10
|
5,46±0,93
|
22,79±4,69
|
Д
|
-
|
д
|
д
|
-
|
-
|
д
|
Старшая
(n = 17)
|
Нг
M±m
|
9,52±0,21
|
85,00±1,35
|
3,90±0,16
|
2,58±0,17
|
2,92±0,31
|
21,14±3,00
|
Д
|
-
|
-
|
д
|
-
|
д
|
-
|
Кг
M±m
|
7,83±0,13
|
93,64±3,47
|
4,45±0,28
|
3,07±0,17
|
5,23±0,53
|
63,36±11,32
|
Д
|
д
|
д
|
-
|
-
|
д
|
д
|
Подготовительная
(n = 9)
|
Нг
M±m
|
7,57±0,14
|
90,13±5,99
|
4,54±0,10
|
3,72±0,22
|
4,50±0,25
|
120,50±31,07
|
Д
|
-
|
-
|
-
|
д
|
-
|
-
|
Прирост показателей
|
Младшая
(n = 8)
|
4,01±6,94
|
88,13±11,44
|
13,66±12,14
|
22,86±14,85
|
-
|
4,76±7,53
|
Средняя
(n = 18)
|
0,86±2,18
|
38,82±11,49
|
-23,31±9,97
|
-11,37±7,48
|
3,02±4,03
|
5,32±5,29
|
Д
|
-
|
д
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Старшая
(n = 17)
|
17,75±9,27
|
10,16±7,33
|
14,10±8,44
|
18,99±9,51
|
79,11±9,86
|
3,00±4,14
|
Д
|
-
|
д
|
-
|
-
|
д
|
-
|
Примечание:
здесь и далее Нг – начало года; Кг – конец года; Д - достоверность
Вывод: Анализ литературы свидетельствует о немногочисленности данных касающихся
развития двигательных качеств детей 3-7 лет. И отсутствуют данные о генезисе
двигательных качеств детей, проживающих в г. Кирове.
Полученные
нами результаты свидетельствуют о том, что у девочек 3-7 лет достоверный
прирост показателей прыжка в длину с места происходит в младшей группе (на
88,13%), средней (на 38,82%) и старшей (на 10,16%). Максимальный прирост
гибкости наблюдается в старшей группе (на 79,11%, р<0,05) в сравнении со
средней группой. Остальные показатели прироста быстроты бега на 30 м, метания
вдаль правой и левой рукой, статического равновесия не имеют достоверных отличий.
Список литературы:
1.
Лакин Г.Ф. Биометрия: учебное пособие для биологич. спец. Вузов / Г.Ф. Лакин. –
М.: Высш. школа, 1980. – 293 с.
2.
Муравьев В.А. и др. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного
возраста: методическое пособие / В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова – М.: Айрис-пресс,
2004. – 112 с. – (Методика)., стр. 3 – 7, 30 – 35.
3.
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. –
М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 240 с. – (Б-ка учителя физической
культуры)., стр. 96 – 97, 104 – 112, 117 – 118
4.
Полтавцева Н.В. и др. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для
инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5 – 6 лет / Н.В.
Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.: Просвещение, 2005. – 256 с.: ил., стр. 234 –
243
5.
Прищепа С.И. др. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника
/ С.И. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2004. - №
1. – стр. 37 – 45
6.
Физиологические основы здоровья человека / под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб.;
Архангельск: Издательский центр Северного государственного медицинского университета,
2001. – 728 с., стр. 15 – 23.
|