Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ВЛИЯНИЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПОДРОСТКОВ

Печать E-mail
Автор Корчагина Т.А.   
13.02.2012 г.

Омский государственный педагогический университет (г. Омск)


Введение

Курение является одной из вредных и распространенных привы­чек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоро­вью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формиро­ванию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет лич­ностный и нравственный рост.

К сожалению, в сознании молодых людей курение не считается девиацией. Общественная мораль в нашей стране терпима к курению. В то же вре­мя в целом ряде стран курение признается одной из форм девиантного поведения. Курильщиков отождествляют с наркоманами, нев­ротиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожаров и т. п. Предстоит многое сделать в обществе, чтобы в сознании людей, и прежде всего, молодежи, укрепилась мысль, высказанная директором Государственного научно-исследовательского центра профилакти­ческой медицины академиком Р. Г. Огановым о том, что «курильщик - это человек, имеющий определенные дефекты в культуре и поведении».

Если распространенность курения будет сохраняться на том уровне, который существует сейчас, то смертность от курения во второй четверти XXI века будет ежегодно составлять 10 миллионов человек. Около половины этих смертей произойдет в средней возрастной категории (40-60 лет). Те люди, которые должны погибнуть, сегодня еще дети или начинающие жизнь взрослые. Потеря продолжительности их жизни составляет около 20 лет.

Согласно исследованиям психологов, чаще всего причинами курения подростков являются подражание более старшим товарищам, особенно тем, на которых хотелось бы быть похожим (в том числе и родителям); желание казаться взрослым, независимым; желание «быть как все» в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. [1]

Психолог Ф. Райс считает, что, начав курить, молодые люди продолжают это делать по следующим причинам:

-    снятие психологического напряжения;

-    приобретение бессознательной привычки: у курильщиков возникает рефлекс, от которого трудно избавиться;

-   ассоциации или связи с приятной обстановкой и удовольствием. Курение ассоциируется с послеобеденным кофе, занимательной беседой, компанией друзей.

Следует отметить, что некоторые курильщики считают курение для себя безвредным, а в некотором отношении и полезным. При этом вредные стороны действия наркотического вещества выставляются в качестве привлекательных и полезных. Например, курение в определенной ситуации могут рекомендовать для заглушения чувства голода.

Таким образом, если причинами начала курения у мужчин являются стремление подражать взрослым, отождествление курения с представлениями о самостоятельности, силе, мужественности, то у девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам. [5]

Современные подростки достаточно хорошо осведомлены об от­рицательном влиянии табака на здоровье. Некоторые из них утвер­ждают, что наблюдают негативные последствия курения на своих знакомых курильщиках. Наиболее значимыми последствиями отри­цательного влияния курения на здоровье считаются следующие:

·         ограничение  физических  возможностей  (трудно заниматься спортом, танцами);

·         появление зависимости от табака (наиболее сильный негативный момент курения для молодежи заключается в том, что они объясняют свою невозможность отказаться от курения отсутствием воли);

·         проявление внешней непривлекательности (желтый цвет кожи, зубов и ногтей). Этот момент очень актуален для подростков, так как они придают большое значение внешнему виду (это связано с развитием процесса социализации подростков и появлением межполового интереса);

·         материальные затраты. [3]http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=6169 - _ftn4

Однако, несмотря на множество негативных сторон курения, оно, по мнению молодежи, имеет всего три, но очень веских положительных момента:

·         снятие напряжения (курение - хороший способ расслабиться, отвлечься от проблем);

·         возможность повысить собственный авторитет (в подростковой и молодежной среде курение воспринимается как признак взрослости; считается, что курящим легче найти себе компанию, чем некурящим);

·         сплочение группы (подростки считают, что курение сплачивает компанию; легче завязывается разговор; во время курения легче познакомиться с другими ребятами).

Довольно сильным фактором начала курения является курение самих родителей. Если один или оба родителя курят, то возрастает вероятность того, что подросток последует их примеру. И немаловажное значение для начала курения имеет естественное любопытство подростков. Дискуссии по вопросу курения сами по себе уже могут вызвать естественное любопытство подростка.

Таким образом, проблема курения в подростковой среде стоит достаточно остро. Исследования показывают, что табакокурение оказывает отрицательное влияние на здоровье. Кроме физических нарушений (нарушения работы сердца, желудка, печени, легких), у человека развиваются нарушения психические. У курящих людей повышается риск возникновения раковых заболеваний, которые ведут к преждевременной смерти или инвалидности. [2]

Проблема борьбы с курением может быть успешно решена лишь в том случае, если будут разработаны средства, полностью снимающие тягу к курению. В настоящее время борьба с курением приобрела международный характер. Регулярно происходят конференции, посвященные проблемам здоровья и курения, при Всемирной организации здравоохранения в 1974 г. был создан комитет экспертов по курению и его влиянию на здоровье. Разработана целая система мероприятий по борьбе с курением. Среди мер организационного характера, направленных на борьбу с курением, следует отметить следующие:

ü       запрещение рекламы табачных изделий;

ü       предупреждающие надписи на упаковке пачки сигарет с указанием количества вредных компонентов табака и табачного дыма;

ü       запрещение продавать табачные изделия несовершеннолетним;

ü       запрещение курения в общественных местах и на рабочем месте;

ü       разъяснение вреда курения и пропаганда здорового образа жизни;

ü       сокращение посевных площадей, занятых табаком.

Однако недостатком современных методов борьбы с курением, и в первую очередь антиникотиновой пропаганды, является то, что она почти исключительно сводится лишь к разъяснению вреда курения для здоровья. Без хорошо поставленного антиникотинового воспитания подрастающего поколения проблема эта решена быть не может. Антиникотиновое воспитание должно начинаться с самого раннего возраста. Меры по усилению борьбы с курением могут оказаться достаточно эффективными лишь в том случае, если они будут дополнять настойчиво претворяемую систему антиникотинового воспитания, проводимую в первую очередь в семье родителями. [4]

 

Материалы и методы исследования

Целью данной работы является изучение влияния табакокурения на работоспособность курящих и некурящих подростков.  Исследования проводились в МОУ «Бобринская СОШ» Нововаршавского района Омской области. Под наблюдением находилось 48 учащихся 10 класса. Испытуемыми являлись учащиеся обоего пола в возрасте 16 лет. В экспериментальную группу вошли 24 курящих школьника, в контрольную группу - 24 некурящих. Принцип отбора заключался в проведении анкетирования, после анализа которого были сформированы 2 группы: экспериментальная (курящие школьники со стажем курения 3-5 лет) и контрольная (некурящие школьники). Исследования физической работоспособности проводились в течение недели, а умственной в среду, так как согласно ученым этот день недели соответствует периоду оптимальной работоспособности.

Показатели уровня умственной работоспособности определяли во время занятий. Тестирование учащихся проводили в среду, так как считается, что этот день недели соответствует периоду оптимальной работоспособности. Корректурные пробы предъявлялись испытуемым обеих групп одновременно в 8.00 часов до начала уроков, в 11.00 часов после третьего урока на большой перемене и в 14.00 часов после окончания занятий.

В настоящее время широко используются исследования умственной работоспособности при помощи корректурных буквенных проб - таблицы Анфимова. Эти таблицы помогают изучить особенности внимания при действии однообразных раздражителей, какими являются буквы. Относительно различное количество одноименных букв в строках исключает возможность запоминания и одновременно требует большой сосредоточенности внимания.

Буквенные таблицы Анфимова представляют собой набор случайно расположенных букв. Таблицы помогают изучить особенности внимания при действии однообразных раздражителей, которыми являются буквы. Испытуемым раздаются бланки с таблицами. Требуется по возможности быстро и точно выполнить задание, т.е. вычеркнуть заданные буквы с определенным разрывом. Работать надо внимательно: не пропускать нужных знаков и строчек, не зачеркивать лишних знаков. Время работы с таблицами Анфимова 4 минуты.

Анализ работы проводился в двух направлениях: оценивалась качественная и количественная сторона внимания за один и тот же промежуток времени. При обработке данных подсчитывали:

·         общее количество буквенных знаков, характеризующих объем и скорость выполнения задания;

·         число вычеркнутых знаков заданного качества, содержащихся в общем, количестве просмотренных букв;

·         число допущенных ошибок (пропущенных букв).

Расчеты производили по следующим формулам:

а)            коэффициент точности выполнения задания (А)

А   = М N, где,   М - количество вычеркнутых букв; N - общее количество букв, которые необходимо вычеркнуть в просмотренном тексте.

б)            коэффициент умственной продуктивности (Р).

Р = А * S, где,   А - точность выполнения задания; S - общее количество просмотренных букв.

Количественные показатели коэффициентов точности выполнения работы и умственной продуктивности оценивают в условных единицах. Все данные расчетов заносились в таблицу, при оценке результатов использовали t - критерий Стьюдента.

При изучении умственной работоспособности использовали так же задания на концентрацию внимания, которую определяли с помощью методики «Кольца Ландольта», которая позволяет определить  объем и скорость переработки зрительной информации. При обработке результатов подсчитывали:

а)            объем зрительной информации (Q), который рассчитывался по
формуле: Q = 0,5036 х N,  где Q - объем зрительной информации, приходящий на 1 знак; N - количество просмотренных знаков.

б)            скорость переработки информации (S).

S =  Q - 2, 807 * П Т,  где  S - скорость переработки информации, бит/с ; Q - объем зрительной информации, бит; 2, 807 бита - потеря информации, приходящаяся на 1 пропущенный знак; П - количество пропущенных колец; Т - время выполнения задания, с.

При обработке результатов тестирования умственной работоспособности подростков, были получены данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Средние значения показателей умственной работоспособности подростков контрольной и экспериментальной групп в течение учебного дня

Время

суток (час.)

Испытуемые

А (усл.ед.)

Р (усл. ед.)

Q (бит.)

S (бит/с)

8.00

Контрольная группа

0,92

971,5

391,7

1,12

Экспериментальная группа

0,86

948,6

391,7

0,92

11.00

Контрольная группа

0,95

  980,5 

391,7

1,12

Экспериментальная группа

0,93

979,2

391,7

0,98

14.00

Контрольная группа

0,93

976,7

391,7

1,08

Экспериментальная группа

0,85

951,2

391,7

1,07

 

Анализ полученных результатов показал, что в 8.00 часов, до начала уроков, коэффициент точности выполнения задания (А) и коэффициент умственной продуктивности (Р) у контрольной группы достоверно выше, чем у экспериментальной (t = 2,32, р<0,05; t = 2,6, р<0,05 соответственно). Эти показатели характеризуют концентрацию внимания школьников. Объем просмотренной информации был одинаков у обеих групп, но они отличались по скорости ее переработки: у контрольной группы скорость достоверно выше, чем у опытной (t = 2,14, р<0,05).

В 11 часов, после трех уроков, обе группы имели достаточно высокие показатели умственной работоспособности и достоверно не отличались друг от друга. Полученные данные свидетельствуют о том, что в период с 11.00 до 13.00 часов у подростков активность физиологических систем достигает оптимума.

Тестирование, проведенное в 14.00 часов, то есть после окончания занятий, свидетельствует о том, что у испытуемых экспериментальной  группы наступает заметный спад концентрации внимания (при сравнении с показателями А и Р в 11.00 часов различия достоверны при t=2,4, р<0,05; t= 2,7, р<0,05 соответственно). В то же время скорость переработки зрительной информации остается на прежнем уровне. Испытуемых контрольной группы отличает высокий уровень умственной работоспособности по всем показателям.

Физическую работоспособность подростков изучали  с помощью Гарвардского степ-теста. Наиболее признанной модификацией степ-теста является определение мощности нагрузки, при которой пульс не превышает 170 ударов в 1 минуту. Данная мощность нагрузки характеризует работоспособность и обозначается PWC 170. С помощью этого теста определяется та мощность работы (кгм/мин), которую может выполнить индивидуально каждый человек при пульсе 170 уд/мин, а это в свою очередь является показателем физической работоспособности. Общими принципиальными требованиями к тестированию физической работоспособности детей и подростков являются: возможность количественного измерения физической нагрузки; участие в работе не менее 2/3 мышечной массы организма; точная воспроизводимость при повторном применении теста; стандартность условий проведения исследований; безопасность и доступность для детей.

Проведенные исследования позволили определить уровень физической работоспособности у экспериментальной и контрольных групп испытуемых в течение дня: до уроков в 8.00 часов, после уроков в 14.00 часов и вечером в 18.00 часов. После выполнения степ-теста измерялся пульс, и данные заносились в таблицу. Зная вес, высоту скамейки, количество циклов и коэффициент подъема и спуска /К/ можно определить мощность работы /N/. Коэффициент подъема и спуска для подростков разного возраста /К/ составлял для девочек – 1,3, для мальчиков – 1,4.  

Подсчет частоты сердечных сокращений /f/ производился пальпаторно в конце каждой нагрузки. Мощность работы рассчитывалась по следующей формуле:              

N = P-h-n-K,  где:               N - мощность работы (кг м/мин); Р - масса тела испытуемого (кг); h - высота скамейки (0,35 м); n - количество циклов;

Физическая работоспособность определялась по формуле:

PWC170= N1+(N2-N1)*(170-f1/f2-f1)

где: PWC170 - физическая работоспособность; N1 - мощность работы при первой нагрузке; N2 - мощность работы при второй нагрузке; f1 - величина пульса после первой нагрузки (уд. в мин.); f2 - величина пульса после второй нагрузки (уд. в мин.);

Частота подъемов и спусков (количество циклов) определяется возрастом и массой тела подростков. При оценке полученных результатов использовался t-критерий Стьюдента. Результаты теста PWC170, отражают уровень функционирования кардиореспираторной системы и ее резервные возможности.

На основе анализа проведенного исследования, были получены данные по физической работоспособности подростков, приведенные на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Изменение физической работоспособности в течение дня у подростков контрольной и экспериментальной групп

 

Результаты исследования показали, что средний уровень физической работоспособности у курящих подростков достоверно ниже, чем у некурящих (t= 3,5; р<0,05). Согласно многочисленным исследованиям, физиологическая кривая работоспособности в течение дня у большинства школьников в норме имеет две вершины: подъем с 8.00 до 12.00 часов и с 16.00 до 18.00 часов. Результаты, полученные нами при тестировании в течение дня некурящих подростков показали, что уровень физической работоспособности достаточно высок в 8.00 и 18.00 часов, а в 14.00 достоверно ниже, чем утром и вечером (t= 2,85; р<0,05; t= 3,01; р<0,05 соответственно). У курящих подростков в утренние и вечерние часы физическая работоспособность низка, а пик слабо выражен и приходится на 14.00 часов.

Заключение

Проведенное исследование выявило, что умственная работоспособность школьников - подростков в течение учебного дня достоверно ниже: коэффициент умственной продуктивности - на 22,5 %, скорость переработки зрительной информации - на 14,8%, точность выполнения заданий – на 11,4%. Таким образом, результаты тестирования показали, что у курящих подростков умственная работоспособность носит волнообразный характер с выраженными спадами в периоды врабатываемости и компенсации, а  в период оптимума (11.00 часов) наблюдается пик.

В исследовании достоверно показано, что табакокурение в подростковом периоде снижает и физическую работоспособность школьников в среднем на 37,4%. Кривая работоспособности у курящих школьников отличается отсутствием нормальных физиологических пиков в утренние и вечерние часы, что свидетельствует о недостаточной адаптивности организма к физической нагрузке. Поскольку физическая работоспособность зависит от функциональных показателей кардиореспираторной системы, полученные экспериментальные данные могут свидетельствовать об ухудшении состояния как сердечнососудистой, так и дыхательной систем у курящих подростков.

 

Библиографический список

1.     Александров А.А., Александрова В.Ю. Профилактика курения: роль и место психолога // Вопросы психологии. – М., 1999. - №4. – с. 35-42.

2.     Карпов А.М., Шакирзянов Г.З. Самозащита от курения: образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения. – Казань, 2010. – с. 5-14

3.     Назарова Е.Н.Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для ВУЗов. М: Академия, 2012. - с. 112-145

4.     Науманн Ф. Курение без вреда для здоровья. / Пер. с нем. Н.А. Чупеева. - М., 2011.- с. 7-9

5.     Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб, 2000.  - 224 с.

Последнее обновление ( 03.03.2012 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99