|
Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 66-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2007 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 1,5 мб)
Состояние здоровья населения России, и в частности Томской области, характеризуется негативными тенденциями[2]. Отчасти это объясняется недостаточной работой первичного амбулаторно-поликлинического звена по профилактике заболеваний и обеспечению должного качества медицинской помощи. Президент РФ В.В. Путин поставил одной из основных задач национального проекта «Здоровье» – укрепление первичного звена медицинской помощи[3].
Целью настоящего исследования явилось изучение качества работы поликлинической службы в условиях начала модернизации здравоохранения на примере поликлиники № 10 города Томска.
Материал и методы: Было проведено социологическое исследование пациентов и врачей. Методом случайной выборки были проанкетированы 504 пациента (59% женщин и 41% мужчин). Анкета представляла собой совокупность 25 закрытых вопросов. По отдельной анкете были опрошены 18 участковых терапевтов.
Результаты и обсуждение. Контингент опрошенных пациентов представлен возрастной группой до 20 лет – 9%, от 20 до 65 лет – 64%, свыше 65 лет – 27%, при этом учащиеся составляли 13%, работающие – 40%, неработающие – 47%.
По собственной оценке состояния здоровья пациенты распределились на шесть групп: очень хорошее 1%, хорошее 13%, скорее хорошее, чем плохое 38%, скорее плохое, чем хорошее 31%, плохое 14%, очень плохое 3%. Интересен тот факт, что почти одна треть женщин в возрасте до 20 лет оценивают свое здоровье как очень хорошее (3%) и хорошее (27%), мужчины в этом возрасте не столь оптимистичны, и в большинстве оценивают здоровье скорее хорошее, чем плохое (75%). В группе 20-65 лет у мужчин и женщин примерно одинаковая оценка своего здоровья, хотя женщины более критично относятся к своему здоровью. И эта тенденция более выражена в группе свыше 65 лет. В случае изменения в состоянии здоровья 29% опрошенных всегда обращаются за медицинской помощью, 38 % не всегда, 32 % только в экстренных случаях. Мужчины в молодом возрасте в 40 % всегда обращаются за медицинской помощью, в отличие от женщин – 16%. В возрасте 20-65 лет женщины чаще мужчин обращаются за медицинской помощью, а в свыше 65 лет обращаемость за медицинской помощью примерно одинаково.
Регулярность посещения участкового терапевта составила у 6% опрошенных более 1 раза в месяц, 27% – 1 раз в месяц, 29% – 1 раз в полгода, 28% – 1 раз в год, 10% – не обращались. К участковому врачу в молодой группе мужчины чаще обращаются, чем женщины, а в остальных возрастных группах показатели обращаемости не сильно разнятся.
Основная причина необращения к участковому врачу или обращения только в самых необходимых случаях – надежда на то, что заболевание само пройдет – 38% респондентов, нежелательная потеря времени в очередях поликлиники – 19%, отсутствие времени в виду занятости на работе – 16%, боязнь материальных затрат – 16%, использование советов знакомых врачей – 10%, не доверие врачам – 1%. При обращении в поликлинику пациенты 30 минут и более ожидают в очереди за талоном в 69% случаев, а у кабинета врача – в 50%. Не могут получить помощь терапевта в день обращения (отсутствие «талонов на прием») 8% пациентов, помощь узких специалистов от 38% до 62% пациентов.
Работой участкового врача удовлетворены 59 % опрошенных, скорее да, чем нет – 34%, скорее нет, чем да – 6%, нет, хочу лечиться у другого врача – 1%. Назначения врача в полном объеме не выполняют 42% опрошенных. Основные причины не выполнения назначений врача: отсутствие средств на приобретение лекарств – 57%, стремление вылечиться народными средствами – 33%, не всегда согласен с назначенным лечением – 10%. В то же время большинство пациентов согласны выполнять профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний, следуя рекомендациям врача.
Уровень и качество оказываемого лечения в поликлинике в 85 % опрошенных устраивает. Но о необходимости изменений в здравоохранении заявляют 59% пациентов, причем 13% считают, что необходима радикальная перестройка и 9% – полное реформирование здравоохранения. 42% пациентов положительно относятся к введению специалиста широкого профиля – врача общей практики (ВОП), 32% – отрицательно, а 26% затруднились с ответом.Большинство врачей имели стаж работы от 5 до 30 лет (63%) первую (33%) и высшую (33%) категории. Большинство врачей (69%) считают, система здравоохоранения недостаточно удовлетворяет потребности населения. В качестве основного фактора, снижающего эффективность первичной медицинской помощи врачи рассматривают плохую работу регистратуры (42%) и нехватку лечебно-диагностического оборудования (26%). Большинство врачей (76%) готовы работать интенсивнее при достаточной зарплате. Однако 50% врачей не готовы взять материальную и юридическую ответственность в качестве врача общей практики. Подавляющее большинство врачей считают необходимым модернизацию здравоохранения (89%), и только 12% думают, что они идут в правильном направлении.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы. До сих пор сохраняется проблема доступности на прием к врачу, но этот вопрос в основном организационного плана, не требующий финансовых ресурсов и должен решаться оперативно. Основная причина необращения пациентов за медицинской помощью, является надежда на то, что болезнь сама пройдет. Это свидетельствует о недоверии пациентов. Кроме того, из-за низкой платежеспособности, многим пациентам недоступны качественные лекарства, и соответственно, эффективное качественное лечение[1].
Необходимо отметить, что пациенты в большей своей массе готовы выполнять профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний, следуя рекомендациям врача. Следовательно, врачам, медицинскому персоналу необходимо активней развивать профилактическое направление.
Большинство врачей и пациентов выступили за изменения в здравоохранении, однако введение ВОП, вызывает неоднозначное отношение населения. Возможно, процент отрицательно относящихся к этой идее был бы меньше при проведении более активной информационной поддержки этого проекта.
Список литературы:
1. Вялков, А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика / А.И. Вялков – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 528 с.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года.
3. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для вузов /Ю.П. Лисицын – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 325 с.
|