Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра медицинской и биологической кибернетики
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,2 мб)
Потоки информации, возникающие и использующиеся в процессе диагностики и лечения заболеваний, огромны и продолжают увеличиваться. В любом лечебно-профилактическом учреждении возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу специалистов.
Целью данного сообщения является разработка информационной системы для ведения электронной документации (истории болезни) и анализа полученных данных врачами кардиохирургического отделения в виде автоматизированного рабочего места (АРМ) врача.
Разработка информационной системы проходила в соответствии со следующими этапами:
Анализ информационных потоков кардиохирургического отделения (КХО), в ходе которого была изучена информация, поступающая в КХО и документы, формируемые при выписке из отделения (справка, выписка из истории болезни, эпикризы).
Проектирование и создание базы данных (БД), для управления которой использовалась система PostgreSQL 8.2 [442]. В результате проведенного анализа предметной области была создана БД по структуре один ко многим, состоящая из 43 таблиц, содержащих все необходимую информацию и удовлетворяющая условиям нормализации. В процессе работы информационной системы в БД заносится следующая информация: идентификационные данные о пациенте, данные первичного осмотра пациента для истории болезни, лабораторные и инструментальные данные, описание операции, данные о врачах, консультации врачей, информация о пользователях АРМа.
Разработка программного приложения с удобным, интуитивно понятным интерфейсом для адекватной связи с базой данных информационной системы (среда программирования Delphi 7.0 [2]).
Разработка системы поддержки принятия решений с помощью программной оболочки, представляющей знания экспертов в продукционной модели (Promo) [3]. Она предназначена для выделения и реализации одной альтернативы либо их группы из некоторого множества альтернатив. Данная система позволяет пользователю принимать решение по отношению к выбранной им гипотезе, подтверждая или опровергая правильность и корректность данного решения. Система поддержки принятия решения в данном случае состоит из трёх блоков: определение операционного риска, показатели гемостаза и гемодинамики в послеоперационный период, динамика показателей паренхиматозных органов и системы кроветворения.
Создание справочной системы для обучения персонала.
Тестирование и внедрение информационной системы.
Информационная система работает по следующему алгоритму. При поступлении пациента в КХО в БД заносятся все данные о нем и заводится история болезни. Пациент регистрируется один раз, при повторном поступлении на него заводится другая история болезни с автоматическим внесением паспортной части. После этого возникает возможность добавлять данные о лабораторных и инструментальных обследований, о проведенных операциях, врачебных консультациях, количество которых не ограничено. БД позволяет получить ряд отчетов: справки, выписки из истории болезни, эпикризы.
Данный АРМ позволяет вести электронную историю болезни, осуществлять поиск, редактирование данных, распечатка отчетов.
Список литературы:
1. Фаронов, В. В. Delphi 2005. Разработка приложений для баз данных и Интернета. - СПб. : Питер, 2006. - 603 с : ил.
2. Фаронов, В. В. Программирование баз данных в Delphi 7.Учебный курс - СПб. : Питер, 2004. -459 с. : ил.
3. Карась, С. И., Конев А. В., Архипова А. В. Компьютерные инструменты исследования знаний медицинских экспертов // Врач и информационные технологии. - 2004.- №1. - С.37 - 41.
|
Комментарии
2009-11-2105:24:22 Данная разработка, безусловно, очень полезная. Но возможно ли применение такого программного обеспечения для других вузов, или она сделана конкретно под Ваш?
2009-11-2105:32:17 Уважаемый Василий!
Данная программная разработка сделана специально для кардиохирургического отделения СибГМУ, под конкретную структуру медицинского профиля. Профили университетов и лечебных заведений существенно отличаются в каждом городе. Но при желании можно попробовать адаптировать ее, т.к. имеются исходные файлы с каждого уровня разработки. Но думаю, что такие вещи лучше делать с нуля для каждого учреждения.